МУ им. С.Ю. Витте МУ им. С.Ю. Витте
WhatsApp

Круглый Стол «Новый закон об образовании, как инструмент реформы средней и высшей школы»

18 сентября в Московском Университете имени С.Ю. Витте прошел Круглый Стол «Новый закон об образовании, как инструмент реформы средней и высшей школы», организованный в рамках дебатов о законопроекте «Об образовании в Российской Федерации». Этот законопроект был представлен в Государственную Думу ФС РФ 3 августа 2012 года. Отметим, что это уже восьмая редакция с 2010 года, в которую на данный момент было внесено значительное число поправок.

Круглый стол собрал представителей 38 колледжей, 15 школ, первых лиц негосударственных и государственных вузов.

Президиум составили:

Шудегов В.Е. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию, Председатель организационного комитета.

Семёнов А.В. - ректор Московского университета имени С.Ю. Витте, заместитель Председателя организационного комитета.

Агапцов С.А. – представитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ от администрации Волгоградской области, член Комитета по бюджету, председатель Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

Малышев Н.Г. – Президент Московского Университета имени С.Ю. Витте, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

Зернов В. А. - ректор РосНОУ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ), доктор технических наук, профессор

Бубнов Г.Г. - ректор Московского технологического института «ВТУ», доктор экономических наук, Академик РАЕН.

Круглов В.И - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Мероприятие открыл ректор Московского университета имени С.Ю. Витте А.В. Семенов, который представил членов президиума и передал слово Заместителю председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию В.Е. Шудегову. Виктор Евграфович в общих словах представил законопроект, упомянув о том, что текущий закон об образовании был создан в 92 г., и в настоящее время к нему принято уже такое количество поправок, что он, несомненно, нуждается в замене.

Также он обратил внимание аудитории на наиболее важные аспекты текущей редакции.

- Закон подтверждает право граждан на получение бесплатного образования, указана последовательность получения образования, начиная от дошкольного (в школу, например, могут принять только после получения дошкольного образования, в магистратуру – после окончания бакалавриата и т.п.).

- НПО описано как часть СПО.

- Описана структура и ступени ВПО, в соответствии с текущими особенностями этой системы в России;

- Отсутствует статья о минимальной заработной плате работников образования;

- Существует статья о бюджетном финансировании частных образовательных учреждений по конкурсу;

- Определен статус НИУ и Федеральных университетов;

- Описано и введено в систему на законодательном уровне сетевое образование – возможность совместной образовательной деятельности нескольких образовательных учреждений, а также возможности дистанционного обучения.

Закон, по словам Виктора Евграфовича, несомненно, стал лучше по сравнению с предыдущими версиями, однако, он еще недоработан – за время его создания в Государственную Думу было внесено более 20000 поправок, большинство из которых, конечно, были отклонены, но некоторые – приняты в работу. Кроме того, для адекватного вступления в действие этого закона, необходимо принять более 150 подзаконных актов, что также значительно усложняет предполагаемую законодательную базу образования в будущем.

Затем слово перешло к ректору РосНОУ, председателю совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ), доктору технических наук, профессору В.А.Зернову. Владимир Александрович отметил наличие в проекте закона не до конца проработанных аспектов, связанных с выделением НИУ и Федеральных Университетов, а также о проблемах выделения мест в рамках КЦП, в частности, о несоответствии сроков информирования о КЦП для обеспечения адекватного конкурса и приема на эти места. Он также поднял вопрос о статусе негосударственных вузов в России, отсутствии должного мотивирования и конкурентной среды, которая бы пошла на пользу всей образовательной системе в целом.

Затем с критическими замечаниями выступил Н.Г. Малышев, Президент Московского Университета имени С.Ю. Витте, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН.Он подчеркнул, что любой закон об образовании должен быть, прежде всего, коротким и понятным,отстаивающим два главных принципа образовательной системы:автономность и академические свободы.

Вторую секцию мероприятия, отведенную под свободную дискуссию, открыл В.И.Круглов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В своем выступлении он высказался относительно проблематики установления ФГОС и аккредитации образовательных программ, а также оценки качества выпускников, которая, по его мнению, должна быть внешней: с точки зрения работодателя сразу после окончания образовательного учреждения, а также некоторое время спустя.

Следом за этим, представители систем ВПО, СПО и НПО озвучили свои мнения и актуальные вопросы, связанные с потенциалом обсуждаемого законодательного проекта. Самыми животрепещущими были, несомненно, темы изменения системы НПО, законодательного установления уровня заработной платы в системе образования, а также необходимости уделять больше времени воспитанию и повышению культурного уровня молодежи, что, по мнению выступавших, должно быть в большей мере отражено в новом законе.

В завершение мероприятия Е.В. Шудегов подвел итоги круглого стола и предложил всем участникам круглого стола направлять ему вопросы и поправки для последующего учета Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в рамках рассмотрения проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В торжественной обстановке Виктор Евграфович вручил А.В. Семенову медаль «Ректор Года», а также диплом и медаль конкурса «100 лучших вузов России», итоги которого был подведены 30 июня в рамках VI Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации».

19.09.2012