RU/ENG




предыдущий номер 2012’1
2013'2 следующий номер

Номер 2013'1

2013'1





    СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

  •  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • Компетентностный подход в научно-исследовательской работе магистрантов
    АвторБыков Анатолий Карпович / Руденко Юрий Семенович
    Ключевые слова:  федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, магистратура, компетентностный подход, компетенции, научно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательский семинар, научно-исследовательская практика
    Описание:  В статье обосновывается компетентностный подход в организации научно-исследовательской работы с магистрантами. Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научно-исследовательской работы с магистрантами, в том числе обучающимися с применением дистанционных образовательных технологий. Особое место уделяется изложению инновационных подходов к организации научно-исследовательских семинаров с магистрантами, получивших применение в Московском университете имени С.Ю. Витте.
    4-11
    Компетентностный подход и качество образовательного процесса в вузе
    АвторСолоницын Виталий Анатольевич
    Ключевые слова:  компетентностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, качество образования, высшее профессиональное образование, стандарты качества образования, Московский университет имени С.Ю. Витте
    Описание:  В статье излагаются характеристики современного образовательного процесса в ву-зах, обусловленные его построением на основе компетентностного подхода и анализи-руемые с позиций стандартов качества образования. На материале локальных норма-тивных актов Московского университета имени С.Ю. Витте раскрыта система обеспечения качества образовательного процесса в конкретном вузе.
    12-18
    А.С. Макаренко: к дискуссии о творческом наследии
    АвторБыков Анатолий Карпович
    Ключевые слова:  А.С. Макаренко, педагогическая деятельность, история педагогики, советская педагогика, социальная педагогика, воспитание, педагогический идеал, коллектив
    Описание:  В статье раскрывается мировое значение творческого наследия А.С. Макаренко, его основные идеи, актуальные для современной социально-педагогической практики. Анализируются современные ревизии ведущих концептуальных основ педагогики А.С. Макаренко, представлена попытка встроить наследие великого педагога в российское историко-педагогическое наследие. Обосновываются основные идеи и положения, создающие ориентировочный вектор ценностного социального восприятия войны подрастающим поколением.
    19-24
    Интерпретация роли династии Романовых в укреплении российского государства на уроках истории в общеобразовательной школе
    АвторЛевкина Татьяна Васильевна
    Ключевые слова:  история России, преподавание отечественной истории, самодержавие, Российская империя, государственные интересы, социально-экономическая политика, государственное устройство, модернизация, методика проведения урока по истории, воспитательный потенциал урока
    Описание:  В статье обосновывается идея преемственности истории России, говорится о важном месте в ее комплексном осмыслении деятельности представителей Романовых на протяжении нескольких столетий. Внимание учащихся предлагается акцентировать на основной социокультурной идее о том, что ценностной основой деятельности династии Романовых является укрепление российского государства.
    25-32
    Девиантное поведение личности как социально-психологический феномен: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики
    АвторШлычков Вадим Рудольфович
    Ключевые слова:  социальные девиации, девиантное поведение личности, типология форм девиаций поведения, психологическая профилактика
    Описание:  В статье анализируются психологические аспекты девиантного поведения личности в различных социальных средах, представлены основные подходы к анализу, типологизации и генезису девиантного поведения, рассматриваются пути организации и методы психологической профилактики социальных девиаций в поведении сотрудников организации.
    33-41
    Философия воспитания как специфическая отрасль знания
    АвторКлимов Сергей Николаевич
    Ключевые слова:  философия воспитания, онтологический аспект воспитания, социальный аспект воспитания, антропологический аспект воспитания, эволюция воспитания, ценности воспитания, потенциал образования для формирования личности
    Описание:  Данная статья представляет собой рефлексивный срез философии воспитания как особой отрасли знания, которую можно исследовать в онтологическом, логико-гносеологическом, аксиологическом, социальном, антропологическом и методологическом аспектах. Автор ограничивается лишь обращением к онтологическому, социальному и антропологическому аспектам.
    42-46
    Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса
    АвторШестакова Лариса Анатольевна
    Ключевые слова:  междисциплинарная интеграция, содержание высшего профессионального образования, предметная структура научного знания, логика и структура формирования личности, комплексное обучение, обучающие ситуации, сетевые учебно-методические комплексы
    Описание:  Междисциплинарная интеграция рассматривается как процесс взаимного согласования учебных дисциплин с точки зрения единого, непрерывного и целостного развития профессиональной деятельности. С позиций формирования компетенций междисциплинарная интеграция становится логическим основанием саморазвития будущего специалиста. Раскрываются основные особенности междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе, условия успешного осуществления междисциплинарной интеграции в образовательной практике вузов.
    47-52
    Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности
    АвторКовыляев Константин Николаевич
    Ключевые слова:  гуманитарная среда, высшее образование, социокультурный институт, гуманитаризация образования, формирование и развитие личности, социализация личности
    Описание:  Раскрыты и обоснованы характеристики гуманитарной среды вуза в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса. Рассмотрены соотношение гуманитарной среды и гуманитарного образования, подходы к построению модели эффективной гуманитарной среды.
    53-58
    Культурное самоопределение студентов в языковой образовательной среде вуза
    АвторИсаев Евгений Анатольевич
    Ключевые слова:  культурное самоопределение, языковая образовательная среда, обучение иностранному языку, культурная идентификация личности, глобализация, студенты вузов
    Описание:  В статье рассматриваются содержательно-целевые компоненты культурного само-определения студентов в языковой образовательной среде вуза, обоснованные в работах российских и зарубежных ученых. Потенциал языковой образовательной среды вуза обосновывается в составе аудиторных занятий по иностранному языку и внеаудиторных мероприятий. Особое внимание акцентируется на культурном компоненте содержания языкового образования.
    59-63
    Профессиональная подготовка тьюторов для системы дополнительного образования детей
    АвторГолованов Виктор Петрович
    Ключевые слова:  дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, воспитание, воспитательное пространство детства
    Описание:  В статье актуализируется подготовка педагогов дополнительного образования к выполнению функций тьютора воспитательного процесса, подготовка педагога как воспитателя для системы дополнительного образования детей на основе теоретического обоснования особенностей дополнительного образования детей как воспитательного пространства детства.
    64-67
    Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе
    АвторВагнер Ирина Владимировна
    Ключевые слова:  воспитание, социализация, воспитательная компонента образовательного процесса, пространство воспитания, учреждение высшего профессионального образования, профессиональная компетентность
    Описание:  В контексте приоритетов государственной политики в области воспитания в статье раскрываются подходы к развитию воспитательной компоненты образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования, включая актуальные проблемы научно-методического обеспечения воспитательной деятельности преподавателей, подходы к проектированию моделей социализации студенческой молодежи, вопросы формирования профессиональной компетентности преподавателей вуза в области воспитания и социализации
    68-74
    Полисубъектная коммуникативно-познавательная среда и ее роль в развитии личности детей старшего дошкольного возраста
    АвторМурзина Елена Борисовна
    Ключевые слова:  личность ребенка, старший дошкольный возраст, субъектность, полисубъектное взаимодействие, полисубъектная коммуникативно-познавательная среда
    Описание:  В статье рассматриваются внутренние предпосылки развития субъектности ребенка старшего дошкольного возраста сквозь призму понятия «полисубъектная коммуникативно-познавательная среда» (О.В. Суворова). Анализируются система и результаты мониторинга инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения, основным содержанием которой является создание полисубъектной развивающей среды в ДОУ как в наибольшей мере способствующей развитию субъектности ребенка дошкольника.
    75-82
    Построение математической модели для анализа и оценки уровня угроз безопасности персональных данных в информационных системах
    АвторЗеленский Александр Григорьевич  / Зеленский Олег Александрович
    Ключевые слова:  информационная система, персональные данные, математическая модель, уровень угроз безопасности, экспертные оценки
    Описание:  Излагается построение расширенной математической модели для анализа и оценки уровня угроз безопасности персональных данных в информационных системах с применением формализованных экспертных знаний.
    83-87
    Оценка влияния факторов на эффективность обучения студентов с позиций их будущей профессиональной конкурентоспособности
    АвторИванова Анастасия Яковлевна
    Ключевые слова:  конкурентоспособность выпускников вуза, рынок труда, инновационная активность, квалификация профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская активность
    Описание:  В работе производится оценка основных факторов, влияющих на качество получаемых студентами знаний в вузе и показатели их будущей профессиональной конкурентоспособности. Обоснованию подвергаются такие факторы, как: способность выпускников применять на практике полученные в вузе знания; уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; способность выпускников к непрерывному обучению на базе фундаментальных знаний; мотивация профессорско-преподавательского состава; состояние материально-технической базы; качество учебно-методического обеспечения; внедрение и использование вузом инноваций; научно-исследовательская активность; качество студентов.
    88-94
    Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей
    АвторМинаева Наталья Анатольевна
    Ключевые слова:  модернизация образования, будущий учитель, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, информационные технологии
    Описание:  В статье анализируются проблемы модернизации современного образования, сопряженные с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Акцентируется внимание на формировании профессиональных компетенций будущего учителя на основе применения информационных технологий.
    95-98
    Гуманитарное образование как основа преемственности духовно-нравственных ценностей
    АвторАркова Татьяна Ивановна
    Ключевые слова:  гуманитаризация образования, гуманитарная культура, духовно-нравственные ценности, традиции, преемственность, модернизация общества, духовная общность, человечность, религия
    Описание:  В статье представлена проблема необходимости сохранения российским обществом интеграционного и мобилизационного потенциалов духовных традиций, поиска путей их обновления. Отмечается, что снижение уровня гуманитарного образования в российских вузах определяет необходимость пересмотра условий реализации образовательного и воспитательного потенциалов гуманитарной культуры. Автор подчеркивает важность гуманитарной составляющей образования как основы духовного формирования личности, сохранения и приумножения духовно-нравственных ценностей.
    99-103