RU/ENG



Archive


предыдущий номер 2015'1(9)
2015'3(11) следующий номер

№ 2015'2(10)

2015'2(10)


Contents Pages




    CONTENTS PAGES

  •  EDUCATIONAL ENVIRONMENT
  • Methods of the quick education to programming on base of the study of the classes of the problems (4-5)
    Author: Alyaev Yuri Alexandrovich
    Description:  Is offered methods of the quick education to programming on base of the study of the classes of the problems, designed and using in practice in process of the education to programming student high school
    Keywords:  algorithm, program, programming language Pascal, array, constants, variables, operations, functions, linear Pascal-programs
    3-16
    Scenarios multimedia education
    Author: Kuzhelev Pavel Dmitrievich
    Description:  This article describes the educational scenarios that are created using multimedia technologies. This article describes the principles of training scenarios. This article describes the types of connections in scripts and educational information structures. Article shows particularly time-warping during training. The article claims that the emergence of the educational scenario lies in the field of cognitive student
    Keywords:  education, multimedia technologies, scenarios for education, information learning model
    17-22
    Identification and verification of man in the system teleeducation: biometric methods
    Author: Markelov Konstantin Sergeevich / Nechaev Valentin Viktorovich
    Description:  We consider the complex biometric information technology, describes its stages. The authors propose an algorithm to increase the information content of fingerprint image and fingerprint identification algorithm for fingerprint image of a fingerprint that can be used in the process of identifying the student in distance education
    Keywords:  biometrics, teleeducation, fingerprint image, integrated biometric information technology (KBMIT), biometric information portrait
    22-28
    Distance learning using dynamic visual model
    Author: Tsvetkov Viktor Yakovlevich
    Description:  This article describes the dynamic visual models as educational resources. It describes the contents of the incremental model. It shows the relationship between educational technology and e-learning m-learning. The article reveals the contents of the educational scenario using dynamic visual models. It describes the formal and heuristic approaches to the description information of the situation. This article describes the features of indeterminacy situations in visual learning. This article describes the features of time-warping space and scale, as factors increasing the effectiveness of training. This article describes the contents of the educational scenario. This article describes the features of the scheme Crowder
    Keywords:  education, visual model, incremental model, the time scale, the educational scenario
    28-37
    Experience in the development of the Course «Conceptual Design»
    Author: Tyukov Anton Pavlovich / Khrzhanovskaya Olga Alexandrovna / Kamaev Valerij Anatol’evich
    Description:  The article introduces concept of practical lessons for the course «Fundamentals of conceptual design» for senior IT students. The aim of the course is to teach them to apply methods of theory of inventive problem solving (TRIZ), methods of commercialization, and good UI design principles to design IT solutions. The course has been tested on two groups of students (36 people) in spring of 2015. This course will allow students to consolidate their knowledge obtained at university, and give knowledge to create and commercialize competitive software products as well as be able to prepare documents for participation in programs to support innovation
    Keywords:  theory of inventive problem solving, TRIZ, IT, startup, conceptual design, technological entrepreneurship, business modeling, course
    37-42

  •  INFORMATION TECHNOLOGY
  • Situational management of transport
    Author: Rozenberg Igor’ Naumovich
    Description:  The paper deals with features of situational control in the rail sector. Revealed three areas of management: organizational, technological, and intellectual. Shown that extensive use of contingency management information modeling methods. Highlighted the importance of geoinformatics and remote sensing techniques for situational control rail. It is shown that the intellectual situation management is most effective
    Keywords:  rail transport, management, technology management, contingency management
    42-48
    CRM-as specialized control system
    Author: Tsvetkov Viktor Yakovlevich / Troyan Philip Mihaylovich
    Description:  The article analyzes the CRM specialized system of automated control. This article describes the Office system. CRM is shown belonging to the front office. The article classifies the automated control systems for technical, technological and organizational. process control system divided into total and partial functions of fullness. This article describes the features of CRM. This article describes the conditions for the application CRM. The article points out the problem of the implementation of CRM in Russia
    Keywords:  management, system management, front office, CRM system, automated control system, process control system, customer relations, marketing
    48-53
    Unified hardware and software platform for the development of measuring devices
    Author: Chizhov Nikolai Sergeevich / Nemchinov Valery Mihaylovich
    Description:  This article describes a method of the development measuring devices using the unified hardware and software platform. This method allows for a fast and simple development of measuring instruments
    Keywords:  Measuring means, sensor, programming, embedded system, microcontroller, unification
    53-56
    Model representation of the mechanisms of formation of problem-oriented semantic fields
    Author: Sigov Alexander Sergeevich / Nechaev Valentin Viktorovich/ Trofimenko Vsevolod Mikhailovich
    Description:  Describes one of possible approaches to the problem of constructing the problem-oriented semantic field in a problem-oriented areas of expertise through the provision of lexical units of unstructured or semi-structured text documents. The basis of constructing the model of the semantic field laid some of the scientific facts from cognitive psychology and psycholinguistics. The solution of the problem is carried out through the allocation of lexical units of semi-text documents
    Keywords:  the semantic field, bionic approach, data mining, heuristic methods, heuristic modeling
    56-62
    On the requirements for intelligent data model
    Author: Gladkov Sergey L’vovich
    Description:  The concept of the model in the predicate calculus [15] includes a pair: the predicate (propositional function [6]) and set as an interpretation of the predicate. From this point of view, the database is an interpretation of predicates that are not explicitly specified. At the same time, the explicit inclusion of the predicate in the description of the database models useful for solving a large range of practical tasks. This paper studies the features of the predicates that should be added to the traditional description of the database models
    Keywords:  Predicates databases; Model databases; Conceptual data model; The semantics of the da-tabase; Ontology
    63-70

  •  RESEARCH METHODOLOGY
  • Development of computer science
    Author: Dyshlenko Sergey Genad’evich
    Description:  The article analyzes the development of the two areas of computer science. One direction is called informatics 1. The second direction is called Informatics 2. Computer 1 examines the content side information. Computer 2 explores questions of transmission and processing of information. Article shows that in each subject area computer science becomes specialized. Article shows the difference between the specialized informatics and geoinformatics
    Keywords:  information, information, information semantics, information theory
    71-75
    The philosophy of informatics
    Author: Kulagin Vladimir Petrovich
    Description:  The article analyzes the scientific field - the philosophy of informatics. The article describes the state of computer science in Russia. The article analyzes the concept and Luciano Floridi on the formulation of the creation of the "general theory of information." The article describes the criteria between the believable and true knowledge. The article shows the need for a review of the information and semantic units in the analysis of the information field
    Keywords:  philosophy, information, information science, information approach, the semantics of in-formation, information units
    76-81
    The concept of the master program: strategic management of coastal resources
    Author: Semenov Alexander Vyacheslavovich / Rudenko Yuri Semenovich / Razowski Yury Viktorovich
    Description:  The experience of training specialists in the field of strategic management, sectoral and municipal management, integrated coastal zone management (ICZM), business Economics and ecology of the Arctic zone. Identified non-delivery of the methodology and practice of ICZM. The necessity of professional development training in the area of strategic management of coastal resources. Based on the results of scientific researches proposed the concept of the master's program, based on scientific rental noosphere worldview. Structured systems list of disciplines, the structure of the master's thesis and identifies the nature of the practice of a student. The proposed concept has the novelty of the methodological approach and the scientific validity of the educational program
    Keywords:  the coastal zone, Arctic, master's program, strategic management, natural resources, rent, training, integrated management, ecology, Economics of enterprise
    81-91
    Systemically in the dissertation research
    Author: Savinych Viktor Petrovich
    Description:  This article describes the basic principles of a systematic approach to be applied in the dissertation research. article shows the differences between the systems approach and systems analysis. Article proves the necessity of system properties object of study and methods of solving scientific problems. This article describes the criteria for assessing the systemic thesis. article shows the difference between the system and non-system properties
    Keywords:  research, dissertation research, systematic approach, system analysis, system features, system research
    92-98
    Socio-economical institution as an object of sociological knowledge
    Author: Osipova Natalya Viktorovna
    Description:  Higher education system is one of the most popular social institutions of Russian society. Current socio-economical reformations in Russia entailed considerable changes in Russian higher education. In their works Russian thinkers developed an approach to institutions from the viewpoint of determinant role of integrating function. This approach puts together such institution characteristics its multifunctionality, multifacetedness, internal contradiction and dynamism
    Keywords:  value, education, social institution, higher education, university, quality of education, dynamism
    98-107

  •  APPLIED GEOINFORMATICS
  • Information fields in space research
    Author: Bondur Valery Grigor’evich
    Description:  This article describes the application of information fields in space research. This article describes the difference between the information space and information field. It described as a functional field variable value which is a mandatory attribute of the field. Shown. that mandatory attribute information space are information relations. Attributes of the information field is the relationship and communication. This article describes the features of the information field
    Keywords:  space exploration, information design, information units, interpretative field, cognitive se-mantics, interpretation
    107-113
    Development of information control
    Author: Vasyutinskaya Stanislava Igorevna
    Description:  The article analyzes the development of information control. Article shows the difference between information control and information management. This article describes an information approach to information control. Article shows cyclical informational control. Article argues that the cyclical control is his property is required. Article shows the versatility of information control. The article reveals the content of the information control tasks
    Keywords:  control, information, information control, information models, information technology management
    113-119
    Geoinformation monitoring fires
    Author: Lobanov Alexandr Anatol’evich
    Description:  This article describes methods of geoinformation monitoring. Geoinformation monitoring is used for monitoring and suppression of forest fires. This article describes the space monitoring. Space monitoring is an integral part of geoinformation monitoring. This article describes a specialized information system monitoring. Article shows the details of modeling for monitoring. Integrated monitoring is the basis for monitoring flattering fires
    Keywords:  space research, monitoring, satellite monitoring, geoinformation monitoring, fires
    119-126
    Data and geodata mining
    Author: Markelov Vladimir Mihaylovich
    Description:  This article describes a new smart technology - GeoData Mining. The technology is the development of technologies known Data Mining. Describes the evolution of the concept of geodata. Article shows the difference between Data Mining technology and GeoData Mining. The article reveals the concept of GIS knowledge, spatial knowledge and geoknowledge. Paper describes the problem of intellectualization analysis of geodata
    Keywords:  earth science, geoinformatics, intelligent technology, geoznanie, spatial knowledge
    126-131
    Geoinformation space monitoring
    Author: Romanov Iliya Andreevich
    Description:  This article describes a new integrated technology - Geoinformation space monitoring. This technology is the result of the integration of geo-information and space monitoring. We describe its features and specific applications
    Keywords:  space research, geoinformatics, monitoring, geodata, spatial analysis
    131-137
    Interpretation of space information in the study of the earth
    Author: Chekharin Evgeniy Evgen’evich
    Description:  This article describes the interpretation of space-based information in the study of the Earth. We introduce the notion of information design as a generic term for different objects in space information. It is proposed to interpret the objects using the concepts of interpretive field and semantic environment. It describes the structural analysis of the information design as a stage of interpretation. It describes the different interpretive field peculiar space information
    Keywords:  space research, information construction, information units, interpretative field, cognitive semantics, interpretation
    137-143

RU/ENG



Архив

Произвольный поиск
 




Архив номеров



    СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

  •  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • Методика быстрого обучения программированию на основе изучения классов задач (4-5)
    АвторАляев Юрий Александрович
    Ключевые слова:  алгоритм, программа, язык программирования Паскаль, массив, константы, переменные, операции, функции, линейные Паскаль-программы
    Описание:  Предлагается методика быстрого обучения программированию на основе изучения классов задач, разработанная и применяющаяся на практике в процессе обучения программированию студентов вузов
    3-16
    Сценарии обучения с использованием мультимедиа
    АвторКужелев Павел Дмитриевич
    Ключевые слова:  образование, мультимедийные технологии, сценарии образования, информационные обучающие модели
    Описание:  Статья описывает образовательные сценарии, которые создаются с использованием мультимедийных технологий. Описаны принципы построения сценариев обучения. Описаны виды связей в сценариях и информационных образовательных конструкциях. Описаны особенности изменения масштаба времени при обучении. Показано, что эмерджентность образовательного сценария лежит в когнитивной области учащегося
    17-22
    Идентификация и верификация человека в системах телеобучения: биометрические методы
    АвторМаркелов Константин Сергеевич  / Нечаев Валентин Викторович
    Ключевые слова:  биометрия, телеобучение, дактилоскопическое изображение отпечатка пальца (ДИОП), комплексная биометрическая информационная технология (КБМИТ), биометрический информационный портрет
    Описание:  Рассматривается комплексная биометрическая информационная технология, описываются её этапы. Авторами предлагается алгоритм повышения информативности дактилоскопических изображений отпечатка пальцев и соответствующий алгоритм идентификации по дактилоскопическому изображения отпечатка пальца, которые возможно использовать в процессе идентификации обучаемого в телеобучении
    22-28
    Дистанционное обучение с использованием динамических визуальных моделей
    АвторЦветков Виктор Яковлевич
    Ключевые слова:  образование, визуальные модели, инкрементная модель, масштаб времени, образовательный сценарий
    Описание:  Статья описывает динамические визуальные модели как информационный образовательный ресурс. Описано содержание инкрементной модели. Показано отношение между образовательными технологиями e-learning и m-learning. Раскрыто содержание образовательного сценария с использованием динамических визуальных моделей. Описаны эвристический и формальный подходы к описанию информационной ситуации. Раскрыты особенности недетерминированности ситуаций при визуальном обучении, изменения масштаба времени и масштаба пространства как факторов повышающих эффективность обучения. Раскрыто содержание образовательного сценария. Поясняется работа схемы Краудера
    28-37
    Опыт разработки курса «концептуальное проектирование»
    АвторХржановская Ольга Александровна  / Камаев Валерий Анатольевич  / Тюков Антон Павлович
    Ключевые слова:  теория решения изобретательских задач, ТРИЗ, ИТ, стартап, концеп-туальное проектирование, технологическое предпринимательство, бизнес-моделирование, курс, педагогика
    Описание:  В статье представлена концепция практических занятий для курса «Основы концептуального проектирования» для студентов старших курсов направления «Информатика и вычислительная техника». Целью курса является научить студентов применять методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), использовать методы коммерциализации продуктов, а также принципы создания эффективных интерфейсов при разработке ИТ-решений. Курс был проведен весной 2015 года на лабораторных работах двух групп студентов (4 курс, 36 человек). Данный курс позволит студентам закрепить полученные в университете знания, даст понимание, как создавать конкурентоспособные программные продукты и выводить их на рынок, умение подготовить проект для участия в программах поддержки инновационной дея-тельности
    37-42

  •  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Ситуационное управление в сфере транспорта
    АвторРозенберг Игорь Наумович
    Ключевые слова:  железнодорожный транспорт, управление, технологии управления, ситуационное управление
    Описание:  В статье излагаются особенности ситуационного управления в сфере транспорта. Раскрываются три направления этого управления: организационное, технологическое и интеллектуальное. Показано, что ситуационное управление широко использует методы информационного моделирования. Отмечено значение геоинформатики и методов дистанционного зондирования для ситуационного управления железнодорожным транспортом. Показано, что интеллектуальное ситуационное управление является наиболее эффективным
    42-48
    CRM-как специализированная система управления
    АвторЦветков Виктор Яковлевич  / Троян Филипп Михайлович
    Ключевые слова:  управление, система управления, фронт-офис, CRM система, автоматизированная система управления, технологическая система управления, отношения с клиентами, маркетинг
    Описание:  Статья анализирует CRM специализированную систему автоматизированного управления. Описаны офисные системы. Показана принадлежность CRM к фронт офису. Статья классифицирует автоматизированные системы управления на технические, технологические и организационные. По полноте функций технологические системы управления разделены на полные и частные. Статья описывает особенности CRM. Статья описывает условия применения CRM. Отмечены проблемы внедрения CRM в России
    48-53
    Унифицированная аппаратно-программная платформа для разработки измерительных устройств
    АвторЧижов Николай Сергеевич  / Немчинов Валерий Михайлович
    Ключевые слова:  средство измерений, датчик, программирование, встраиваемая система, микроконтроллер, унификация
    Описание:  В работе рассмотрен подход к разработке измерительных устройств при помощи унифицированной аппаратно-программной платформы. Данный подход позволяет значительно упростить и ускорить разработку средств измерений
    53-56
    Модельное представление механизмов формирования проблемно-ориентированных семантических полей
    АвторСигов Александр Сергеевич  / Нечаев Валентин Викторович  / Трофименко Всеволод Михайлович
    Ключевые слова:  семантическое поле, бионический подход, интеллектуальный анализ данных, эвристические методы, эвристическое моделирование
    Описание:  Рассматривается один из возможных подходов к задаче построения семантического поля в некоторой проблемно-ориентированной области знаний путем выделения лексических единиц из слабоструктурированных или неструктурированных текстовых документов. В основу построения модели семантического поля заложены некоторые научные факты из когнитивной психологии и психолингвистики
    56-62
    О требованиях к интеллектуальной модели данных
    АвторГладков Сергей Львович
    Ключевые слова:  предикаты баз данных, модели баз данных, концептуальная модель данных, семантика баз данных, онтологии
    Описание:  В работе введено понятие о модели баз данных, состоящей из предиката (пропозициональной функции) и множества данных, как интерпретации предиката
    63-70

  •  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Развитие информатики
    АвторДышленко Сергей Геннадьевич
    Ключевые слова:  информатика, информация, семантика информации, теория информации
    Описание:  Статья анализирует развитие двух направлений информатики. Показано, что Информатика 1 исследует содержательную сторону информации. Информатика 2 исследует вопросы передачи и обработки информации. Показано, что в каждой предметной области информатика специализируется. Отмечено различие между специализированными информатиками и геоинформатикой
    71-75
    Философия информатики
    АвторКулагин Владимир Петрович
    Ключевые слова:  философия, информатика, информационный подход, семантика информации, информационные единицы
    Описание:  В статье рассмотрено направление философии информатики. Описано состояние с развитием информатики. Раскрывается и анализируется концепция Лучиано Флориди по постановке проблемы создания «общей теории информации». Рассмотрены критерии между правдоподобным и истинным знанием. Отмечена необходимость введения и рассмотрения трех групп проблем, связанных с информатикой: собственно проблемы информатики, философские проблемы информатики (3) информационно-философские проблемы информатики
    76-81
    Концепция магистерской программы: «стратегическое управление ресурсами прибрежных зон»
    АвторСеменов Александр Вячеславович  / Руденко Юрий Семенович / Разовский Юрий Викторович
    Ключевые слова:  прибрежные зоны, Арктика, магистерская программа, стратегическое управление, природные ресурсы, рента, подготовка специалистов, комплексное управление, экология, экономика предприятия
    Описание:  Рассмотрен опыт подготовки специалистов в области стратегического управления, отраслевого и муниципального управления, комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ), экономики предприятий и экологии арктической зоны. Выявлены недостатки методологии и практики применения КУПЗ. Обоснована необходимость развития профессиональной подготовки в области стратегического управления ресурсами прибрежных зон. На основе результатов научных исследований предложена концепция магистерской программы, основанная на рентном научном ноосферном мировоззрении. Составлен системный перечень изучаемых дисциплин, структура магистерской диссертации и определен характер практики магистранта. Предложенная концепция обладает новизной методологического подхода и научной обоснованностью образовательной программы
    81-91
    Системность в диссертационных исследованиях
    АвторСавиных Виктор Петрович
    Ключевые слова:  научные исследования, диссертационные исследования, системный подход, системный анализ, системные признаки, системность научного исследования
    Описание:  Статья описывает основные принципы системного подхода, который должен применяться в диссертационных исследованиях. Статья показывает различия между системным подходом и системным анализом. Доказана необходимость системности в объекте исследования и в методах решения научных задач. Статья описывает критерии оценки системности диссертации. Показано различие между системными и несистемными свойствами
    92-98
    Социально-экономический институт как объект социологического знания
    АвторОсипова Наталья Викторовна
    Ключевые слова:  ценность, образование, социальный институт, высшее образование, университет, качество образования, динамизм
    Описание:  Система высшего образования является одним из наиболее массовых социальных институтов российского общества. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой значительные изменения в высшем образовании. В научных трудах российских мыслителей разработан подход к институтам с точки зрения определяющей роли их интегрирующей функции, который соединяет такие характеристики института, как его многоаспектность, внутренняя противоречивость, динамизм
    98-107

  •  ПРИКЛАДНАЯ ГЕОИНФОРМАТИКА
  • Информационные поля в космических исследованиях
    АвторБондур Валерий Григорьевич
    Ключевые слова:  космические исследования, информационные конструкции, информационные единицы, интерпретационное поле, когнитивная семантика, интерпретация
    Описание:  Статья описывает применение информационных полей при космических исследованиях. Статья описывает различие между информационным пространством и информационным полем. Описана полевая переменная как функциональная величина, которая является обязательным атрибутом поля. Показано, что обязательным атрибутом информационного пространства являются информационные отношения. Атрибутами информационного поля являются отношения и связи. Статья описывает особенности информационного поля
    107-113
    Развитие информационного управления
    АвторВасютинская Станислава Игоревна
    Ключевые слова:  управление, информация, информационное управление, информационные модели, информационные технологии управления
    Описание:  Статья анализирует развитие информационного управления. Показано различие между информационным управлением и информационным менеджментом. Описан информационный подход в управлении. Показана цикличность информационного управления как его обязатель-ное свойство. Показана универсальность информационного управления. Раскрыто содержание задач информационного управления
    113-119
    Геоинформационный мониторинг пожаров
    АвторЛобанов Александр Анатольевич
    Ключевые слова:  космические исследования, мониторинг, космический мониторинг, геоинформационный мониторинг, пожары
    Описание:  Статья описывает методы геоинформационного мониторинга. Геоинформационный мониторинг применяют для наблюдения и тушения лесных пожаров. Статья описывает космический мониторинг. Космический мониторинг является составной частью геоинформационного мониторинга. Статья описывает специализированную информационную систему мониторинга. Статья показывает особенности моделирования при проведении мониторинга. Комплексный мониторинг является основой мониторинга лестных пожаров
    119-126
    Добыча данных и геоданных
    АвторМаркелов Владимир Михайлович
    Ключевые слова:  науки о Земле, геоинформатика, интеллектуальные технологии, геознание, пространственное знание
    Описание:  Статья описывает новую интеллектуальную технологию – интеллектуальный анализ геоданных. Технология является развитием известной технологии Data Mining. Описана эволюция понятия геоданных. Статья показывает различие между технологиями Data Mining и GeoData Mining. Статья раскрывает понятия геоинформационное знание, пространственное знание и геознание. Статья описывает проблемы интеллектуализации анализа геоданных
    126-131
    Геоинформационный космический мониторинг
    АвторРоманов Илья Андреевич
    Ключевые слова:  космические исследования, геоинформатика, мониторинг, геоданные, пространственный анализ
    Описание:  Статья описывает новую интегрированную технологию – геоинформационный космический мониторинг. Эта технология является результатом интеграции геоинформационного и космического мониторинга. Описаны ее особенности и конкретные приложения
    131-137
    Интерпретация космической информации при исследовании земли
    АвторЧехарин Евгений Евгеньевич
    Ключевые слова:  космические исследования, информационные конструкции, информационные единицы, интерпретационное поле, когнитивная семантика, интерпретация
    Описание:  Статья описывает интерпретацию космической информации при исследовании Земли. Вводится понятие информационной конструкции как обобщённого понятия для разных объектов в космической информации. Предлагается интерпретировать объекты с использованием понятий интерпретационного поля и семантического окружения. Описан структурный анализ информационной конструкции как этап её интерпретации. Описаны разные интерпретационные поля, свойственные космической информации
    137-143