Специальная психология и педагогика
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Специальная психология и педагогика
Квалификация выпускника: бакалавр
Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) программы «Специальная психология и педагогика» является программой нового поколения и разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Цель: программа бакалавриата поможет бакалаврам приобрести необходимые профессиональные компетенции, опыт деятельности и подготовки к защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) в области психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе специального, общего, профессионального и дополнительного образования, в учреждениях социальной сферы.
Область, профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность:
-
Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования);
-
Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения).
Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по профилю «Специальной психологии и педагогики», включают:
-
обучение, воспитание, развитие, социализация;
-
индивидуально-личностное развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-
коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы;
-
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных организациях различного типа и вида.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПК-1 Способен проводить психолого-педагогическую и дифференциальную диагностику обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПК-2 Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПК-3 Способен к обеспечению организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях
Среди преподавателей программы доля кандидатов и докторов наук составляет 100 %.
В реализации программы участвуют следующие представители научных школ, авторы учебников, учебных пособий и монографий:
Авторы учебных пособий - Федосеева Е.С., к.пед.н., доцент, соавтор учебных пособий: «Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии)» (2015), «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра: вопросы теории и практики» (2017), «Подготовка будущих педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (2018), «Психолого-педагогические особенности развития школьников с ограниченными возможностями здоровья» (2021), «Инклюзивная образовательная среда для школьников с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика создания» (2022), Фролова С.В. «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (2022).
Коллектив авторов монографии - «Гуманистические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса современного вуза», Москва, изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», доц. Елькина И.Ю., доц. Есина С.В., доц. Фролова С.В. и д.р.
Статьи ВАК - соавторы Алпатова Н.С., Фролова С.В., Федосеева Е.С. «Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в инклюзивных классах» (2022г.), Алпатова Н.С., Федосеева Е.С. «Технология формирования коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» (2022), Бондаренко Т.А., Брыкин Ю.В., Федосеева Е.С. Анализ особенностей развития речи у младших школьников с нарушениями слуха. Современные наукоемкие технологии//Современные наукоемкие технологии. - 2022. - №7. - С.110-115.
Статьи РИНЦ - Фролова, С. В. Особенности взаимоотношений учителей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в очной и дистанционной форме обучения (2021); соавторы Алпатова Н.С., Федосеева Е.С. Развитие самоконтроля у младших школьников с умственной отсталостью как фактор успешности учебной деятельности (2022); Фролова, С. В. Особенности профессионального менталитета педагогов в условиях инклюзивного образования (2022); Алпатова Н.С. Федосеева Е.С., Фролова С.В. Психолого-педагогическая работа по коррекции девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации (2023), Фролова, С. В. Специфика речи педагога в условиях электронно-информационной инклюзивной среды университета (2023), Фролова, С. В. Особенности виктимного поведения младших школьников с СДВГ (2023).
Студенты проходят практику, согласно заключенным договорам, в дошкольных образовательных учреждениях; общеобразовательных и коррекционных школах; реабилитационных центрах и центрах психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; отделах управлений образования, занимающихся вопросами образования и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; ресурсных центрах (группах, классах), занимающихся вопросами обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; в учреждениях социальной сферы; в профессиональных образовательных организациях.
По окончании обучения выдается диплом государственного образца, дающий право на трудоустройство и продолжение обучения в магистратуре.
Узнайте о поступлении в Московский Университет имени С.Ю.Витте онлайн!
Вступительные испытания и условия поступления
Принимаются лица:
- с законченным средним или средним профессиональным образованием;
- со старших курсов в порядке перевода;
- имеющие высшее образование по любой специальности.
Вступительные испытания
На базе среднего общего образования | На базе среднего общего образования для отдельных категорий поступающих | На базе профессионального образования |
Биология* | Биология* | Основы психологии* |
Русский язык** | Русский язык** | Русский язык** |
Иностранный язык*** или Обществознание*** | Иностранный язык*** или Обществознание*** | Педагогика*** |
* - вступительное испытание является приоритетным при ранжировании поступающих по результатам вступительных испытаний
** - вступительное испытание является вторым по приоритетности при ранжировании поступающих по результатам вступительных испытаний
*** - вступительное испытание является третьим по приоритетности при ранжировании поступающих по результатам вступительных