МУ им. С.Ю. Витте МУ им. С.Ю. Витте
+7 (4912) 76 56 62
WhatsApp

«Озаренные светом Победы». Семинар-экскурсия в Рязанский художественный музей.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

А.С. Пушкин.

«Память-это свойство души хранить сознанье о былом...»,- читаем в словаре В.И.Даля, то есть хранить знание о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге - долг потомков хранить как святыню.

Уроком ответственности и памяти стала экскурсия в Рязанский художественный музей, организованная заведующим кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин, доктором философских наук, профессором Михаилом Ивановичем Кошелевым для студентов первого курса Рязанского филиала Московского университета им. С.Ю. Витте.

«Озаренные светом Победы»... Выставка посвящена 70-летию Великой Победы. Какой видят художники войну? Как изображают ее? Что она для художников, которые не только находились на местах событий, но и принимали непосредственное участие в военных действиях?

Жизнь хороша тем, что дарит через талантливых людей непредвиденные радости. На великое дело любви к жизни, людям зовут нас писатели и поэты, композиторы и художники...

Полотна, созданные такими художниками, как К.Д. Китайка, И.Н. Струнников, А.И. Харшак и др., были ответом на поставленную временем задачу информации и пропаганды, поднимали дух людей на фронте и в тылу, показывали жизнь обычного человека на войне.

Не остались в стороне от событий грозного времени и рязанские художники. Многие из них ушли на фронт, внесли свой вклад в разгром врага. Среди них - Д. Г. Рыбаков, командовавший взводом подрывников-разведчиков в одном из партизанских отрядов. Он постоянно делал небольшие зарисовки из жизни партизан, ставшие ценными документами времени. В военные годы в Рязани активно работал А.В.Сыров, подхвативший инициативу создания политических карикатур и агитационных рисунков для информационных окон ТАСС и оставивший многочисленные этюды и зарисовки, запечатлевшие жизнь города этого времени.

Радость Победы не могла стереть из памяти боль потерь и тяжесть страданий, поэтому многие работы военного и послевоенного времени проникнуты этой болью и справедливым гневом – слишком свежи были впечатления от выстраданного и увиденного. Об этом хотелось кричать, донести до людей ужас пережитого, как это сделали работавшие в блокадном Ленинграде Я.С. Николаев («После обстрела», 1965), А.И. Харшак («Это Растрелли», 1945), И.А. Соколов ( «Что разорил враг», 1944).

Как великий Л.Н. Толстой, художники считают войну «самым гадким делом на земле» и изображают войну, исполненную уничтожения и смерти.

Полотна художников - это признание, обращенное к России-Родине, - звучит непринужденно, искренне и в высшей степени взволнованно.

Разбужена память человека. Художники тревожат человеческую совесть, призывают помнить историю...

Сегодня не вызывает сомнений необходимость использования инновационных технологий в обучении. Талантливый ученый, прекрасный педагог, профессор Михаил Иванович Кошелев наряду с традиционными формами организации учебных занятий по философии, логике, культурологии использует и такие, как семинары-экскурсии, case studies ( изучение конкретных ситуаций ), « мозговой штурм», деловые игры и т.д.

Естественным продолжением проведенного 28 апреля 2015 года семинара - экскурсии в Рязанский художественный музей стал круглый стол « Победа: история и память ».

Участвуя в обсуждении проблемы, студенты с волнением отмечали:

«Наша экскурсия закончилась. К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. И сегодня, когда в мире льется кровь, мы понимаем, что художники, прошедшие через огонь той войны, своим творчеством призывают людей жить в мире».

«Нам близко творчество художников потому, что они так пронзительно умели любить свою землю и высоко петь о ней». « 70 лет Великой Победе... Но она всегда будет с нами. Подвигом тех, кто одержал победу, мы всегда будем гордиться !»

Да, прошлое имеет высокую историческую ценность.

Творчество — вот что объединяет преподавателя, доктора философских наук, профессора Михаила Ивановича Кошелева и студентов. На лекциях, семинарах, консультациях, научных конференциях успешно реализуется педагогика сотрудничества. Различные индивидуальные, групповые задания позволяют охватить всех студентов: подготовить реферат, написать эссе, рецензию на прочитанную книгу, подготовить мультимедийную презентацию и т. д.

«Михаила Ивановича всегда хочется слушать, на учебных занятиях - работать, ибо они проникнуты большим уважением к нам, стремлением воспитать настоящего человека»,- говорят студенты. Обстановка доброжелательности, искренности, заинтересованности в успехе каждого способствует свободному обмену мнениями, поиску оригинальных ответов, стимулирует самостоятельную деятельность.

Результат такого сотрудничества очевиден: студенты Михаила Ивановича не раз занимали призовые места на олимпиадах, научных конференциях.

Жизненный путь ученого - это всегда поиск новых знаний, готовность прийти на помощь коллегам, студентам.

Михаил Иванович успешно выступает с научными докладами на Международных, Всероссийских и межвузовских конференциях. Он автор более 100 научных работ, статей, которые выходили не только в нашей стране, но и за рубежом. Ученики доктора философских наук, профессора Михаила Ивановича Кошелева — и те, кто слушал его лекции, и те, кто писал курсовые и дипломные работы, и те, кому посчастливилось проводить под его руководством диссертационные исследования. Его нравственные уроки помнят все.

«Озаренные светом Победы»... Это не только о художниках и композиторах, писателях и поэтах... Экскурсия, организованная заведующим кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин, доктором философских наук, профессором Михаилом Ивановичем Кошелевым, для многих студентов стала моментом воспитания эмоциональной чуткости, позволила соединить духовное «Я» с миром высокого искусства. Говорили о человечности, совестливости, великом чувстве ответственности,,, Вспомнили строки стихотворения-элегии Александра Твардовского:

«Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не успел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

И это троекратное повторение слов «все же» утверждает наш нравственный долг перед теми, кто « остался там».

Материал подготовила к.п.н., Заслуженный учитель РФ,

профессор кафедры гуманитарных и естественных дисциплин -Н.Н.Тесликова


05.05.2015