RU/ENG

Архив

Произвольный поиск
 




Архив номеров
предыдущий номер 2018'1(22)
2018'2(23) следующий номер

Номер 2017'4(21)

2017'4(21)





    СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

  •  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • Плоды и издержки современных образовательных технологий
    АвторПотатуров Василий Александрович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-7-14
    Ключевые слова:  культура, образование, воспитание, развитие, обучение, педагогические методики, информационные технологии
    Описание:  В представленной работе объектом исследования выступает процесс образования, включающий в себя в качестве составных частей обучение, воспитание, развитие. Предметом исследования является из- учение качества образования, особенно гуманитарного блока, в связи с внедрением в учебный процесс современных информационных, компьютерных технологий. В исследовании основное внимание уделено социокультурному анализу причин и факторов, а также тех негативных тенденций, которые имеют место в развитии общества. Также в высшей и средней школе в связи с широким и далеко не всегда продуманным и адекватным использованием информатизации и компьютеризации в учебном процессе. В работе основное внимание уделено анализу объективных причин, которые приводят к противоречивым результатам современного образования, порой весьма далеких от тех, которые ожидает от него об- разовательное сообщество и общество в целом. Опираясь на культурологический подход, автор оценивает результаты работы высшей школы в сфере образования и использования в нем современных компьютерных технологий сквозь призму критериев культуры. Что, на наш взгляд, позволяет видеть не только сами эти результаты, в том числе и нега- тивные, но понять природу этих причин. В качестве основного метода исследования был использован диалектический метод рассмотрения и анализа противоречий, возникающих в процессе образования, формирования у учащихся гуманитарной культуры, уровня их мировоззрения. В конечном счете, делается вывод – не техника и технологии должны управлять миром, а человек. Новизна работы заключается в новом ракурсе рассмотрения проблемы, в тех культурологических под- ходах и критериях, которые помогут лучше понять острые проблемы, связанные с повышением качества современного образования. В основе критериев, являющимися исходными в подходе к оценке качества выпускников вузов должны быть прежде критерии культуры. Те подходы и оценки, изложенные в работе, позволяют находить новые методологические и методические инструментарии, способствующие раз- работке более эффективных технологий и педагогических методик, рождающихся в образовательном процессе.
    7-14
    Возможности использования технологии песочной терапии в работе психологической лаборатории вуза
    АвторПшеничная Виктория Викторовна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-15-19
    Ключевые слова:  сендплей, сендплей-терапия, песочная терапия, обучение, самосознание, студент, психотерапия, психология практическая, психологическая лаборатория, психологическая служба
    Описание:  В статье рассматриваются некоторые аспекты использования сендплей-терапии как технологии сопро- вождения студентов в рамках работы психологической службы вуза. Подробно раскрываются история становления, особенности применения, а также возможности использования сендплей-терапии в со- временной психологической практике. Представленный качественный анализ основных аспектов при- менения данной техники
    15-19
    Проблемы формирования образовательных коммуникаций в высшей школе посредством дистанционных платформ обучения
    АвторПробин Павел Сергеевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-20-24
    Ключевые слова:  дистанционные платформы обучения, электронные образовательные технологии, высшая школа, коммуникативное пространство
    Описание:  В статье приведены некоторые проблемные аспекты развития дистанционных платформ обучения на современном этапе. Особое внимание при этом уделяется вопросу определения степени целесообразности применения данных технологий на очной форме обучения.
    20-24

  •  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Современные информационные технологии в преподавании философии: от теории к практике
    АвторВолкова Екатерина Георгиевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-25-29
    Ключевые слова:  информационные технологии, образовательный процесс, дистанционное обучение, преподавание философии и философских дисциплин, виртуальная образовательная платформа LMS Moodle
    Описание:  Начало XXI века ознаменовалось настоящей информационной революцией, следствием которой явилось то, что информация превратилась в один из важнейших ресурсов современного общества – общества, в котором коренным образом изменилась концепция образования. Одной из неотъемлемых черт ее стало внедрение в образовательный процесс информационных технологий, позволяющих использовать разноо- бразные компьютерные устройства и цифровые ресурсы как средства обучения. В статье представлен краткий обзор информационных технологий, используемых в современном образовании. Особое внимание уделено рассмотрению специфики работы в системе LMS Moodle, позволяющей обеспечивать дистанци- онную поддержку обучения. Приведены конкретные примеры использования ресурсов данной виртуальной платформы в преподавании философии.
    25-29
    К вопросу о туманных вычислениях и интернете вещей
    АвторПроферансов Дмитрий Юрьевич / Сафонова Ирина Евгеньевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-30-39
    Ключевые слова:  многоуровневая графовая модель, Интернет вещей, туманные вычисления, эталонная архитектура OpenFog
    Описание:  Разработка и эффективное применение технологий «туманных вычислений» требует решения сложнейших задач, связанных с управлением и обработкой огромных массивов данных, в том числе задач рационального построения сетей «нижнего» уровня, обеспечивающих функционирование оконечных устройств в рамках концепции IoT. В статье описывается использование методов теории графов для решения таких задач.
    30-39
    Анализ системы стандартов как основы построения стратегического ИТ-профиля организации
    АвторПарфенова Мария Яковлевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-40-44
    Ключевые слова:  система стандартов, конформность, ИТ-профиль, стандарт POSIX
    Описание:  В статье рассматриваются вопросы применения системы стандартов для построения стратегиче- ского профиля информационных технологий организации при их переходе на новый системный уровень. Проводится анализ системы стандартов с применением подходов феноменологического и системного анализа и информационного морфизма. Особое внимание уделено анализу системы стандартов POSIX, отражающей современное состояние процесса стандартизации наиболее важных элементов страте- гического ИТ-профиля. На примере POSIX разобраны модели стандартизации программных продуктов. Сформулированы научно-методологические позиции, которые направлены на построение технологически эффективного ИТ-профиля с учетом заданных технических требований и ограничений.
    40-44

  •  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Системный подход к развитию технических университетов
    АвторИльясов Барый Галеевич  / Герасимова Ильмира Барыевна  / Карамзина Анастасия Геннадьевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-45-52
    Ключевые слова:  университет, самоорганизация, энтропия, информация, управление, коммуникация, реорганизация структур
    Описание:  В статье рассматривается проблема формирования взглядов на процесс развития университета как самоорганизующейся системы. Указывается, что в своем развитии университеты должны опираться на законы теории систем, кибернетики и синергетики. Отмечается, что только системная организация процессов коммуникаций, обмена информацией и управления позволит обеспечить устойчивое развитие университетов даже при неблагоприятном воздействии внешних факторов.
    45-52
    Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект проблемы
    АвторРыбакова Надежда Алексеевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-53-58
    Ключевые слова:  самоактуализация, педагог, структура процесса, деятельность, технология, осознание, самомоделирование, адекватная активность, самопроявление, саморазвитие, самореализация, самоорганизация
    Описание:  Статья посвящена обоснованию возможности осуществления самоактуализации педагога в профессиональной деятельности на основе соответствующих технологий. Особое внимание уделяется определению структурных компонентов процесса самоактуализации, сущность и последовательность которых служат основой для выявления конкретных способов деятельности. Анализ проблемы с позиции личностно-деятельностного подхода обусловливает возможность обращения к технологическим ресурсам самоорганизации как основе осознанной и целенаправленной самоактуализации. В результате делается вывод о необходимости интегративного использования комплекса технологий, что обосновывается многоаспектностью феномена самоактуализации и сложносоставностью ее структуры.
    53-58

  •  МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  • «Специализированное» чтение как способ обучения иностранному языку
    АвторРассказова Людмила Викторовна / Алешинская Евгения Владимировна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-59-62
    Ключевые слова:  обучение иностранному языку, английский язык, «специализированное» чтение, специальный термин, техника чтения
    Описание:  Статья раскрывает особенности формирования навыков техники чтения на английском языке как важного этапа обучения «специализированному» чтению студентов технического вуза. В статье обосновывается значимость обучения чтению специальных (технических) терминов для студентов неязыкового вуза.
    59-62
    Роль познавательного туризма в формировании общекультурных компетенций студентов (на примере Филиала Московского университета им. С.Ю. Витте в г. Сергиевом Посаде)
    АвторПолякова Екатерина Александровна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-63-67
    Ключевые слова:  познавательный туризм, общекультурные компетенции, гуманистическая парадигма, проектная деятельность, учебная деятельность, внеучебная деятельность, научный студенческий кружок
    Описание:  Статья посвящена роли познавательного туризма в формировании общекультурных компетенций студентов. В статье рассматриваются также особенности компетентностного подхода современного образования и его опора на гуманистическую парадигму. Автор акцентирует внимание на том, как можно использовать познавательный туризм в проектной работе и в работе научного студенческого (краеведческого) кружка.
    63-67
    Эволюция технологий обучения в аспекте развития информационных технологий (первая половина ХХ в. – начало ХХI в.)
    АвторОрлова Елена Роальдовна / Кошкина Елена Николаевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-68-75
    Ключевые слова:  технологии обучения, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), дистанционные технологии обучения, влияние технологий, электронное обучение, высшее образование, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
    Описание:  В статье изложены основные этапы эволюции понятия, образовательные технологии, проводится сравнительный анализ развития технологий обучения в России и за рубежом. Также приводятся способы реализации содержания обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Кроме того, авторами выявляются проблемы, которые возникают при использовании ИКТ и предлагаются варианты их решения.
    68-75

  •  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
  • Обработка информации с помощью нейронных сетей для поддержки принятия решений в сфере образования
    АвторХасанов Рустем Ильдарович / Дяминова Элина Ильдаровна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-76-83
    Ключевые слова:  нейрометрия, нейроинтерфейс, мозговые волны, профориентация, нейронные сети
    Описание:  В статье рассматриваются особенности сбора и анализа данных нейрометрии учащихся для поддержки принятия решения об их профориентации. Приведена математическая модель, алгоритм решения задачи с использованием нейронных сетей, описание программного обеспечения, а также результаты вычислительного эксперимента.
    76-83
    Ситуационное управление обеспечением качества изготовления изделий по аддитивной технологии
    АвторКолесников Андрей Александрович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2017-4-84-92
    Ключевые слова:  аддитивные технологии, ситуационное управление, 3D-печать
    Описание:  Рассматривается задача автоматизации настроек 3D-печати изделий по FDM технологии, на основе подхода ситуационного управления. Предлагается аддитивный технологический процесс рассматривать как последовательность ситуаций. Анализ качества изделий выполняется путем декомпозиции основных ситуаций до простых ситуаций, имеющих одношаговые решения. Типовые дефекты 3D-печати сохраняются в базе знаний, причем в базе хранятся также параметры нестационарного процесса формирования изделия. Рекомендации по улучшению качества изделий формируются как на основе базы знаний, так и числового моделирования процессов нестационарного течения полимера в экструдере и моделирования распределения температуры в зоне 3D-печати.
    84-92