RU/ENG



Archive


предыдущий номер 2019'2(27)
2019'4(29) следующий номер

№ 2019'3(28)

2019'3(28)


Contents Pages


    CONTENTS


    CONTENTS PAGES

  •  
  • ALGORITHMIC MECHANISM OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT PARAMETERS CONTROLLING
    Author: Malikov S.N.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-7-13
    Description:  E-learning is widely used in the education system. To date, a new task is set to provide methods and means for individualization of training and development of creative abilities of students, which is due to the requirements for the training of specialists of a new format. The solution of this problem is aimed at achieving a qualitatively new level of e-learning, including the use of distance learning technologies. The paper proposes algorithmic mechanism control parameters of the electronic educational environment, allowing you to tailor the training complex modular structure the individual needs of the student depending on his level of training in the previous stages and achievements at the current stage of learning. The method of determination of integral point – rating estimates of students on the basis of fuzzy sets is considered. The system of indicators for the forecast of the integral indicator of progress on the module of the discipline and discipline as a whole is given. Management of the parameters of the electronic educational environment is aimed at reducing the complexity and time for the development of disciplines and the initiation of creative motivation of students.
    Keywords:  electronic educational environment, point-rating system, decision support system, parameter controlling
    7-13
    ISSUES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS SOFTWARE (ON THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN)
    Author: Lutfillaev M.H. / Abdullaeva Sh.A.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-14-20
    Description:  The article is devoted to the development and implementation of software for pedagogical diagnostics in higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan. The development of media education in different countries review is carried out. It is shown that in the Republic carrying out practical research on the diagnosis of media education is a little-studied issue. The analysis of theoretical and methodological issues on the development and implementation of software for pedagogical diagnostics in the Republic. Based on the results of the analysis, a scientific task is formulated to create a comprehensive information system of pedagogical diagnostics, including such basic functions as diagnosing the level of competence and media education of students, monitoring the results, correction of the educational trajectory. The article substantiates that the introduction of pedagogical diagnostics software creates an opportunity to analyze and evaluate the levels of competence of future specialists in combination with the ability and readiness for self-regulation of further education and professional mobility; to diagnose the level of foreign language proficiency at the level of social and professional communication, as well as the use of special vocabulary and professional terminology of the language; to diagnose the high adaptability of future specialists, expressed in the ability to adapt to information loads caused by the renewal of means of production; communication skills and ability to work in a team.
    Keywords:  competence, information technologies, pedagogical diagnostics, media education, methodical system
    14-20

  •  
  • THE ROLE OF COGNITIVE AND PERSONAL RESOURCES IN LEARNING A SECOND FOREIGN LANGUAGE
    Author: Alyamkina E.A. / Flerov O.V.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-21-26
    Description:  The article reveals learning a second foreign language as a process of learner’s cognitive and personality development. Its objective is to view key inner resources that an average learner possesses in this process. The objective mentioned implies a number of tasks: 1) emphasizing the effectiveness of learning a second foreign language educationally and methodologically; 2) revealing key essential components of linguo-academic experience that makes learning a second foreign language easier; 3) empiric analysis of English and Spanish material that exemplifies tapping cognitive and personal learner’s potential. These tasks predetermine comparative didactic analysis as a key method of research. As the main result we state the necessity of considering cognitive and personal resources whereas the key success condition is firm first language (English) knowledge positive learning experience. It highlights interconnection of academic route stages.
    Keywords:  second foreign language, learning Spanish, cognitive resources, personality resources, communication era, socio-linguistic situation, learning motivation
    21-26
    EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE MODERN STUDENT IN THE CONTEXT OF ACHIEVEMENT GOAL THEORY
    Author: Korotkevich E.R.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-27-32
    Description:  The purpose of this article is a theoretical analysis of the motivation of the modern student in the context of the achievement goal theory and determining the relationship between the types of motivation and types of achievement of educational goals. The subject of the study is explaining reasons of choosing certain types of achievement of educational goals as well as its influence on psychological welfare of a student and his effectiveness in the field of education. The method of this work is the theoretical analysis of psychological research in the field of goal setting of students. The study highlights the main factors that influence the student’s choice of certain goals to achieve. In the light of the achievement goal theory the main types of motivation are analyzed: focus on achievement of skill, focus on avoiding the demonstration of skill, focus on demonstration of the result, focus on avoiding the demonstration of the result. Conclusions regarding the influence of type of motivation on types of achievement of educational goals are drawn. Topical issues of studying this topic in the future are posed.
    Keywords:  educational motivation, goal setting, achievement goal theory, types of motivations
    27-32
    THE ROLE OF “DARK TRIAD” FACTORS IN MOTIVATIONAL READINESS TO STUDENTS’ VANDAL BEHAVIOR
    Author: Kruzhkova O.V. / Krivoshchekova M.S.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-33-38
    Description:  The purpose of this article is to study the nature of correlation of “Dark Triad” factors with motives of vandal behavior among students. The relevance of studying the causes of vandal behavior and factors of motivational readiness for it is obvious in light of the significant pollution of the visual environment and damage to objects of material space, including in educational institutions, with traces of youth’s destructive activity. The construction of an effective system for the prevention of vandalism requires an understanding of the causes of this behavior of subjects of vandalism. We conducted a study among university students in Ekaterinburg, aimed at assessing their motivational readiness for vandal behavior and assessing the role of “negative” personality traits in the formation of motivation for this behavior (n = 161). For the study, psycho-diagnostic techniques were used: “The Dark Triad” and the author’s questionnaire “Motives of vandal behavior”. Descriptive statistics, correlation analysis, and linear regression were used as part of mathematical-statistical processing. As a result, it was found that the main factor that is important for actualizing all the motives of students’ vandalism is psychopathy, while narcissism and machiavellianism do not play a special role in such destructive behavior.
    Keywords:  vandalism, vandal behaviour, machiavellianism, narcissism, psychopathy, students, educational environment
    33-38
    APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ADAPTATION OF YOUNG EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION
    Author: Luneva E.I.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-39-44
    Description:  The article is devoted to the solution of the scientific and practical problem of adaptation of the beginning labor activity of workers, including young specialists, to real production conditions with the use of various educational technologies. The article considers the possibilities of application in organizations of such educational technologies as distance and interactive learning, business games, work in mini-groups, implementation of situational tasks. The sequence of actions to involve young employees in the production process and criteria for assessing the quality of these actions are formulated. The types and stages of the adaptation process are identified, the features of the application of methodological approaches to the implementation of organizational, socio-psychological and professional adaptation are revealed. The General scheme of the process of planning adaptation and career development of young employees of the organization is presented.
    Keywords:  educational technologies, types of adaptation, career growth, young professionals
    39-44

  •  
  • COMPUTER MODELING OF THE EFFECT OF MICROWAVE DISCHARGE STREAMER STRUCTURES ON SHOCK WAVE PROPAGATION
    Author: Isakov I.I. / Bychkov V.L./ Ardelyan N.V.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-45-56
    Description:  The presented research is devoted to computer modeling of interaction between shock waves (SW) and streamers of the high-frequency discharge in connection with the problem of sonic boom. Currently, there are a number of works relating to the use of plasma to attenuate the sonic boom. The authors of the article consider the creation of hot filaments (filaments) by different plasma sources. In the approaches associated with the use of microwave discharge, the propagation of SW through hot filaments is assumed, causing their explosion and affecting the SW itself. This work is devoted to the study of the propagation of SW through the microwave discharge strands in order to determine the parameters of filaments, at which the influence of microwave discharges on SW can be exerted. Lengths and temperatures of microwave streamers were obtained at which the interaction of microwave filaments with SW occurs: they usually corresponded to filaments with a width of 0.1-0.5 mm, a length of more than 0.5-1 cm, with an internal gas temperature of more than 2500 K. The filaments should be directed at some angle to the SW. In the course of the study, no significant effect was obtained when the cross-section of the filament is perpendicular to the direction of motion of the SW. According to experimental data, electric fields in streamers (our hot filaments) can be in the range of 25-75 kV / cm at atmospheric pressure, the authors made calculations at 25 and 40 kV / cm. The plasma created in filaments by electric discharges with an electric field value equal to the critical breakdown field of 25 kV/cm and the supercritical electric field of 40 kV/cm was considered. Electrons are initiated by a background atmospheric source of electrons 4 and 10 (cm3*s)-1 corresponding to atmospheric conditions.
    Keywords:  computer modeling, shock wave, streamer, microwave discharge filaments, filament
    45-56
    MATHEMATICAL MODEL OF MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE UNIVERSITY USING THE APPROACH OF DISSYMMETRY AND THE APPARATUS OF CHAIN FRACTIONS
    Author: Parfenova M.Ya.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-57-64
    Description:  Management of educational system in dynamically changing external and internal conditions is connected with systematic assessment and analysis of its stability and competitiveness, necessity of improvement of management mechanisms taking into account modern requirements. The paper solves the scientific problem of improvement of mathematical support of the processes of management of the educational system of the University. Within the framework of solving the scientific problem, it is proposed to apply the approach of dissymmetry to management, which is manifested in the relationship of the selected static and dynamic parts, and the creation of a mathematical model that reflects the mutual influence of static and dynamic parts on the effectiveness of educational activities of the University. A mathematical model based on the apparatus of chain fractions and discrete-continuous transformations, which allows at the system level to identify deviations in the implementation of educational activities of the University and detail them at the levels of management, is proposed. Numerical examples of application of mathematical model for the analysis of the ratio of potentials of static and dynamic parts on levels of decomposition in the form of the normalized integral indicators presented in the form of suitable fractions and transformed into space of images are considered.
    Keywords:  educational system, stability, dissymmetry, chain fractions, discrete-continuous transformations
    57-64

  •  
  • FORECASTING CHANGES IN TRAINING FOR THE DIGITAL ECONOMY
    Author: Muzychenko V.V.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-65-73
    Description:  The article discusses relevant issues of training for the digital economy, namely: the main directions of digital transformation, what the future companies will be, the necessary competencies, training technologies, overcoming resistance to change in the era of the digital revolution. Based on the content of the decree of the President of the Russian Federation “On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030”, ideas about the requirements for the ecosystem of the digital economy are specified. The issues of changing the main direction of HR management and the impact of these changes on the assessment of staff performance are considered. It is shown that the focus of attention is shifting to the sphere of intangible motivation and ethical problems. As the main means of increasing the flexibility of the companies of the future, the development of horizontal interaction of employees is proposed, which allows you to quickly adapt to changing external conditions. Expansion of the necessary competencies is forecasted up to the demand for universal specialists. The need for retraining a large number of employees and the consequent need for the development of innovative training technologies are noted.
    Keywords:  digital revolution, digital economy, training, evolution, holistic world, digital transformation, information technologies, HR-management, globalization
    65-73
    THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TRANSITION TO A CLOSED-CYCLE ECONOMY
    Author: Perelet R.A.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-74-82
    Description:  The article analyzes the changes taking place in the world economy at the present stage of development, considers the key features of the fourth industrial revolution. Revealing the content of the main policy documents, the fundamental criteria for analyzing the development of the digital economy in the Russian Federation are formulated. Specific examples demonstrate the possibility of changing the nature of industrial and agricultural production with the proper use of information technology. The results of information analysis become in the new conditions a more valuable commodity than physical objects. The paper reveals the basic principles of closedloop Economics and justifies the need to expand information exchange at all levels of interaction. The stated facts show that information technologies create the Foundation for the construction of a circular economy that allows to solve the problem of improving the environmental safety of human civilization, making a real contribution to the conservation of natural resources, minimizing undesirable consequences of climate change, maintaining a comfortable living environment of the population.
    Keywords:  digital economy, information technologies, sustainable development goals, information analysis
    74-82
    MODERNIZATION OF ENGINEERING EDUCATION AS A CONDITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIA
    Author: Rybakova N.A.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-83-88
    Description:  The article is devoted to the analysis of the problems existing in the field of training of engineers and technicians in the country. Particular attention is paid to the lack of interaction between production and institutions of continuing education, the decline in the prestige of the engineer profession, the backlog of content and forms of training from the modern requirements for the personality of a highly qualified specialist, etc. The directions of development of engineering education and its transformation into innovative education by special organization of student’s work throughout the study at the University in complex practice - oriented teams, inclusion of students in active creative activity, ensuring their mass participation in research and engineering work, creation of oriented forms of education are considered. The result identifies and describes possible ways to improve engineering education, among which priority should be given to integration of engineering education with industry and science, development of technologies of personnel training using the best traditions of Russian engineering school and the global experience, increased social and financial status of engineering technical worker, and a teacher of the vocational education system etc.
    Keywords:  innovative development, production, engineering and technical personnel, modernization, system of professional education, training, science, integration, content training
    83-88

  •  
  • THE SECOND SIDE OF THE «BASIC QUESTION OF PHILOSOPHY» IN THE CONTEXT OF THE CONTENT OF MODERN EDUCATION
    Author: Gusev D.A. / Minaychenkova E.I.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-89-99
    Description:  Philosophy is a discipline of the regional component in modern higher domestic education. What should be the didactically meaningful selection of educational material for this course for non-philosophical areas of training, where philosophy is studied for one semester? In the Soviet era, Marxism-Leninism was considered the «only true» philosophical doctrine. In Marxist-Leninist philosophy, the «main question of philosophy» was the question of the attitude of thinking to being, which has two sides: what is primary – matter or consciousness and – know whether the world. In the post-Soviet era, it is often said that the «core issue of philosophy» is an ideological stamp that there is no «core issue of philosophy», or that it is hopelessly outdated. The article attempts to understand whether the «basic question of philosophy» is really outdated, to find out what timeless ideas follow from the two main answers to it – materialism and idealism, how they can be relevant today, and also – what role the «second side of the main question of philosophy» can play in modern epistemological and epistemological concepts and worldview, and content of the educational process.
    Keywords:  fundamental question of philosophy, materialism, idealism, atheism, religion, theism, scientism, antiscientism, epistemology, knowledge, truth. teaching philosophy, education
    89-99

RU/ENG




предыдущий номер 2019'2(27)

Номер 2019'3(28)

2019'3(28)





    СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

  •  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    АвторМаликов Сергей Николаевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-7-13
    Ключевые слова:  электронная образовательная среда, балльно-рейтинговая система, система поддержки принятия решений, управление параметрами
    Описание:  Электронное обучение широко применяется в системе образования. На сегодняшний день ставится новая задача по обеспечению методов и средств для индивидуализации обучения и развития творческих способностей обучающихся, что обусловлено требованиями к подготовке специалистов нового формата. Решение данной задачи направлено на достижение качественно нового уровня электронного обучения, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий. В статье предлагается алгоритмический механизм управления параметрами электронной образовательной среды, позволяющий адаптировать учебно-методический комплекс модульной структуры под индивидуальные потребности обучающегося в зависимости от его уровня подготовки на предшествующих этапах и достижений на текущем этапе обучения. Рассматривается метод определения интегральных балльно-рейтинговых оценок обучающихся на основе нечетких множеств. Приводится система показателей для построения прогноза интегрального показателя успеваемости по модулю учебной дисциплины и дисциплины в целом. Управление параметрами электронной образовательной среды направлено на уменьшение трудоемкости и времени на освоение дисциплин и инициирование творческой мотивации обучающихся.
    7-13
    ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)
    АвторЛутфиллаев Махмуд Хасанович / Абдуллаева Шахзода Абдуллаевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-14-20
    Ключевые слова:  компетентность, информационные технологии, педагогическая диагностика, медиаобразоване, методическая система
    Описание:  Статья посвящена вопросам разработки и внедрения программного обеспечения педагогической диагностики в высших учебных заведениях республики Узбекистан. Проведен обзор развития медиаобразования в различных странах. Показано, что в республике проведение практических исследований по диагностированию медиаобразования является малоизученным вопросом. Проведен анализ теоретико-методологических вопросов по разработке и внедрению программного обеспечения педагогической диагностики в республике. По результатам анализа сформулирована научная задача по созданию комплексной информационной системы педагогической диагностики, включающей такие основные функции как диагностирование уровня компетенций и медиаобразования обучающихся, мониторинг результативности, коррекция образовательной траектории. Приводится обоснование, что внедрение программного обеспечения педагогической диагностики создаёт возможность анализировать и оценивать уровни компетенций будущих специалистов в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности; диагностировать уровень владения иностранными языками на уровне социального и профессионального общения, а также применения специальной лексики и профессиональной терминологии языка; диагностировать высокую адаптивность будущих специалистов, выражающейся в способности приспосабливаться к информационным нагрузкам, вызванным обновлением средств производства; коммуникативности и умения работать в коллективе.
    14-20

  •  МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  • РОЛЬ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ В ОСВОЕНИИ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
    АвторАлямкина Екатерина Анатольевна / Флёров Олег Владиславович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-21-26
    Ключевые слова:  второй иностранный язык, изучение испанского языка, когнитивные ресурсы, личностные ресурсы, эпоха коммуникаций, социолингвистическая ситуация, учебная мотивация
    Описание:  В статье раскрывается освоение второго иностранного языка как когнитивно-личностный процесс развития человека. Целью исследования выступает рассмотрение основных внутренних ресурсов, которыми обладает среднестатистический обучающийся, в данном процессе. Указанная цель предполагает решения следующего ряда основных задач: 1) актуализация и акцентирование внимания на эффективности освоения второго иностранного языка с учетом современной методологической ситуации в системе педагогического знания; 2) выявление сущностно-содержательных компонентов линвгоакадемического опыта, делающего освоение второго языка легче первого; 3) анализ эмпирического материала английского и испанского языков, взятых в качестве примера для демонстрации возможностей раскрытия когнитивно- личностного потенциала обучающегося. Данные задачи определили сравнительно-дидактический анализ как основной метод исследования. В качестве основного результата исследования делается вывод о необходимости учёта исследуемых когнитивно-личностных ресурсов, при этом основным условием успеха выступает качественное знание и положительный эмоциональный опыт в освоении языка первого, что подчеркивает взаимосвязь этапов академической траектории человека.
    21-26
    УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
    АвторКороткевич Эльвира Ринатовна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-27-32
    Ключевые слова:  учебная мотивация, целеполагание, теория достижения целей, типы мотиваций
    Описание:  Цель данной статьи состоит в теоретическом анализе мотивации современного студента в контексте теории достижения целей и определении взаимосвязей между типами мотиваций и способами достижения учебных целей. Предметом исследования является обоснование причин принятия определенных типов достижения учебных целей, а также их влияние на психологическое благополучие студента и результативность в сфере образования. Методом данной работы выбран теоретический анализ психологических исследований в сфере целеполагания обучающихся. В исследовании выделены основные факторы, которые влияют на выбор студентом определенных целей достижения. В свете теории достижения целей проанализированы основные типы мотивации: направленность на достижение мастерства, направленность на избегание демонстрации мастерства, направленность на демонстрацию результата, направленность на избегание демонстрации результата. Сформулированы выводы относительно влияния типа мотивации на способы достижения целей. Поставлены актуальные вопросы изучения данной темы в перспективе.
    27-32
    РОЛЬ ФАКТОРОВ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ» В МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ВАНДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ
    АвторКружкова Ольга Владимировна / Кривощекова Марина Сергеевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-33-38
    Ключевые слова:  вандализм, вандальное поведение, макиавеллизм, нарциссизм, психопатия, студенты, образовательная среда
    Описание:  Целью представленной статьи является изучение характера взаимосвязей факторов «Темной триады» с мотивами вандального поведения среди студентов. Актуальность изучения причин вандального поведения и факторов мотивационной готовности к нему очевидна в свете значительного загрязнения визуальной среды и повреждения объектов материального пространства, в том числе в условиях образовательных организаций, следами деструктивной активности молодежи. Построение эффективной системы профилактики вандального поведения требует понимания причин данного поведения субъектов вандализма. Нами было проведено исследование среди студентов вузов города Екатеринбурга, направленное на оценку их мотивационной готовности к вандальному поведению и оценке роли «негативных» личностных черт в формировании мотивации к данному поведению (n=161). Для исследования были использованы психодиагностические методики: «Темная триада» и авторский опросник «Мотивы вандального поведения». В рамках математико-статистической обработки применялась описательная статистика, корреляционный анализ и линейная регрессия. В результате было обнаружено, что основным фактором, имеющим значение для актуализации всех мотивов вандального поведения студентов, является психопатия, в то время как нарциссизм и макиавеллизм не играют особой роли в подобном деструктивном поведении.
    33-38
    ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
    АвторЛунёва Елена Игоревна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-39-44
    Ключевые слова:  образовательные технологии, виды адаптации, карьерный рост, молодые специалисты
    Описание:  Статья посвящена решению научно-практической задачи по адаптации начинающих трудовую деятельность работников, включая молодых специалистов, к реальным производственным условиям с применением различных образовательных технологий. В статье рассматриваются возможности применения в организациях таких образовательных технологий как дистанционное и интерактивное обучение, деловые игры, работа в минигруппах, выполнение ситуационных задач. Сформулирована последовательность действий по вовлечению молодых сотрудников в производственный процесс и критерии оценки качества выполнения указанных действий. Выделены виды и этапы процесса адаптации, раскрываются особенности применения методологических подходов к реализации организационной, социально-психологической и профессиональной адаптации. Представлена общая схема процесса планирования адаптации и развития карьеры молодых сотрудников организации.
    39-44

  •  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
  • КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРИМЕРНЫХ СТРУКТУР СВЧ-РАЗРЯДА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ УДАРНЫХ ВОЛН
    АвторEcaков Игорь Иванович / Бычков Владимир Львович / Арделян Николай Васильевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-45-56
    Ключевые слова:  компьютерное моделирование, ударная волна, стример, нити СВЧ-разряда, филамент
    Описание:  Представленное исследование посвящено компьютерному моделированию взаимодействия между ударными волнами (УВ) и стримерами высокочастотного разряда (СВЧ) в связи с проблемой звукового удара. В настоящее время существует ряд работ, касающихся использования плазмы для ослабления звукового удара. Авторами статьи рассмотрено создание горячих нитей (филаментов) разными источниками плазмы. В подходах, связанных с применением СВЧ-разряда, предполагается распространение УВ через горячие нити, вызывающей их взрыв и влияющих на саму УВ. Настоящая работа посвящена исследованию распространения УВ через нити СВЧ-разряда с целью определения параметров нитей-филаментов, при которых может быть оказано влияние СВЧ-разрядов на УВ. Были получены длины и температуры СВЧ-стримеров, при которых происходит взаимодействие СВЧ-нитей с УВ: обычно они соответствовали нитям-филаментам шириной 0,1-0,5 мм, длиной более 0,5-1 см, с внутренней температурой газа более 2500 К. Нити должны быть направлены под некоторым углом к УВ. В ходе проведения исследования не было получено какого-либо существенного эффекта, когда поперечное сечение нити перпендикулярно направлению движения УВ. Согласно экспериментальным данным электрические поля в стримерах (наши горячие нити) могут находиться в диапазоне 25–75 кВ/см при атмосферном давлении, авторы работы сделали расчеты при 25 и 40 кВ/см. При этом рассматривалась плазма, созданная в филаментах электрическими разрядами со значением электрического поля, равным критическому полю пробоя 25 кВ/см и сверхкритическому электрическому полю 40 кВ/см. Электроны инициируются фоновым атмосферным источником электронов 4 и 10 (см3∙с)-1, соответствующих атмосферным условиям.
    45-56
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДХОДА ДИССИММЕТРИИ И АППАРАТА ЦЕПНЫХ ДРОБЕЙ
    АвторПарфенова Мария Яковлевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-57-64
    Ключевые слова:  образовательная система, устойчивость, диссимметрия, цепные дроби, дискретно-непрерывные преобразования
    Описание:  Управление образовательной системой в динамично изменяющихся внешних и внутренних условиях связано с систематической оценкой и анализом ее устойчивости и конкурентоспособности, необходимостью совершенствования механизмов управления с учетом современных требований. В работе решается научная задача по развитию математического обеспечения процессов управления образовательной системой вуза. В рамках решения научной задачи предложено применить подход диссимметрии к управлению, которая проявляется во взаимосвязи выделенных статической и динамической частей, и создание математической модели, отражающей взаимное влияние статической и динамической частей на результативность образовательной деятельности вуза. Предложена математическая модель на основе аппарата цепных дробей и дискретно-непрерывных преобразований, которая позволяет на системном уровне выявить отклонения в реализации образовательной деятельности вуза и детализировать их по уровням управления. Рассмотрены числовые примеры применения математической модели для анализа соотношения потенциалов статической и динамической частей по уровням декомпозиции в форме нормированных интегральных показателей, представленных в виде подходящих дробей и преобразованных в пространство изображений.
    57-64

  •  УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
  • ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
    АвторМузыченко Вадим Владиславович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-65-73
    Ключевые слова:  цифровая революция, цифровая экономика, обучение, развитие, холистический мир, цифровая трансформация, информационные технологии, HR-менеджмент, глобализация
    Описание:  В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки кадров для цифровой экономики, а именно: основные направления цифровой трансформации, какими будут компании будущего, необходимые компетенции, технологии обучения, преодоление сопротивления переменам в эпоху цифровой революции. Основываясь на содержании указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», конкретизируются представления о требованиях к экосистеме цифровой экономики. Рассматриваются вопросы изменения основного направления деятельности HR-менеджмента и влияние этих изменений на оценку эффективности работы персонала. Показывается, что фокус внимания смещается в сферу нематериальной мотивации и этических проблем. Как основное средство повышения гибкости компаний будущего предлагается развитие горизонтального взаимодействия сотрудников, позволяющее быстро адаптироваться к изменениям внешних условий. Прогнозируется расширение необходимых компетенций вплоть до востребованности универсальных специалистов. Отмечается необходимость переподготовки большого количества работников и вытекающая отсюда потребность разработки инновационных технологий обучения.
    65-73
    РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЭКОНОМИКЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА
    АвторПерелет Ренат Алексеевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-74-82
    Ключевые слова:  цифровая экономика, информационные технологии, цели устойчивого развития, информационный анализ
    Описание:  В статье анализируются изменения, происходящие в мировой экономике на современном этапе развития, рассматриваются ключевые особенности четвертой промышленной революции. Раскрывая содержание основных директивных документов, формулируются основополагающие критерии анализа развития цифровой экономики в Российской Федерации. На конкретных примерах демонстрируются возможности изменения характера промышленного и сельскохозяйственного производства при грамотном использовании информационных технологий. Результаты информационного анализа становятся в новых условиях более ценным товаром, чем физические объекты. В работе раскрываются основные принципы экономики замкнутого цикла и обосновывается необходимость расширения информационного обмена на всех уровнях взаимодействия. Изложенные факты свидетельствуют что, информационные технологии создают фундамент построения циркулярной экономики, позволяющей решать задачу повышения экологической безопасности человеческой цивилизации, внося реальный вклад в сохранение природных ресурсов, минимизацию нежелательных последствий при климатических изменениях, сохранение комфортной среды обитания населения.
    74-82
    МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    АвторРыбакова Надежда Алексеевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-83-88
    Ключевые слова:  инновационное развитие, производство, инженерно-технические кадры, модернизация, система профессионального образования, подготовка, наука, интеграция, содержание обучения
    Описание:  Статья посвящена анализу проблем, существующих в сфере подготовки инженерно-технических кадров в стране. Особое внимание уделено недостаточности взаимодействия производства и учреждений непрерывного образования, снижению престижности профессии инженера, отставанию содержания и форм профессиональной подготовки от современных требований к личности высококвалифицированного специалиста и др. Рассмотрены направления развития инженерного образования и трансформации его в инновационное образование путем специальной организации работы студента на протяжении всей учебы в вузе в комплексных практико-ориентированных коллективах, включения студентов в активную творческую деятельность, обеспечения их массового участия в исследовательской и инженерной работе, создания ориентированных форм обучения. В результате выделяются и характеризуются возможные пути совершенствования инженерного образования, среди которых приоритетное значение имеют интеграция системы инженерного образования с производством и наукой, разработка технологий подготовки кадров с использованием лучших традиций отечественной инженерной школы и мирового опыта, повышение социального и финансового статуса инженерно-технического работника, а также преподавателя системы профессионального образования и др.
    83-88

  •  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВТОРАЯ СТОРОНА «ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ» В КОНТЕКСТЕ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    АвторГусев Дмитрий Алексеевич / Минайченкова Екатерина Игоревна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2019-3-89-99
    Ключевые слова:  основной вопрос философии, материализм, идеализм, атеизм, религия, теизм, сциентизм, антисциентизм, гносеология, познание, истина, преподавание философии, образование
    Описание:  Философия является дисциплиной регионального компонента в современном высшем отечественном образовании. Каким должен быть дидактически осмысленный отбор учебного материала по этому курсу для нефилософских направлений подготовки, где философия изучается на протяжении одного семестра? В советскую эпоху «единственно верным» философским учением считался марксизм-ленинизм. В марксистско-ленинской философии «основным вопросом философии» объявлялся вопрос об отношении мышления к бытию, который имеет две стороны: что первично – материя или сознание и – познаваем ли мир. В постсоветскую эпоху часто говорится о том, что «основной вопрос философии» – это идеологический штамп, что никакого «основного вопроса философии» не существует, или, что он безнадежно устарел. В статье предпринимается попытка разобраться в том – действительно ли устарел «основной вопрос философии», выяснить, какие неустаревающие идеи следуют из двух основных ответов на него – материализма и идеализма, насколько они могут быть актуальны сегодня, а также – какую роль может играть «вторая сторона основного вопроса философии» в современных гносеологических и эпистемологических концепциях, мировоззренческих поисках и содержании образовательного процесса.
    89-99