RU/ENG



Archive


предыдущий номер 2019'4(29)
2020'2(31) следующий номер

№ 2020'1(30)

2020'1(30)


Contents Pages


    CONTENTS


    CONTENTS PAGES

  •  
  • USING VIDEO IN TEACHING ENGLISH IN PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATION AT UNIVERSITY
    Author: Liashenko M.S. / Mineeva O.A.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-7-12
    Description:  The purpose of this article is to analyze the possibilities of using educational video clips in the framework of teaching professionally oriented vocabulary in the foreign language discipline in the university. To achieve this goal, the authors discuss general issues of blended learning and the use of information and communication technologies (ICT) in the formation of professional competence. In addition, the authors provide the readers with the information about the results of the study based on the analysis of students’ opinion about the effectiveness of using video clips in the discipline of Foreign sources translation. The authors propose one of the variants of achieving this goal with the help of methodological recommendations how to use this kind of technology. In addition, the analysis of the students’ opinion about the effectiveness and difficulties they experience in working with this type of exercise are also presented in the paper. The authors pay special attention to those aspects that from the students’ point of view are the most attractive, and, accordingly, appeal to the motivational component of the process of teaching a foreign language for professional purposes.
    Keywords:  training video, foreign language, professionally oriented training, mixed training, English for special purposes, design, ICT
    7-12
    THE CONTOURS OF TRADITIONAL RUSSIAN UNIVERSITY IN THE INFORMATION AGE
    Author: Vodopiyanova E.V.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-13-16
    Description:  The article is devoted the prospects of dominance of online education in relation to the traditional system of teaching in Russian universities. The preconditions of such changes are revealed, rooted, firstly, in the formation of the global information society, and secondly, in the needs dictated by the latter in a new type of employee with a fundamentally different from the established classical educational profile. The article is divided into two interrelated blocks: the first one analyzes the vector of movement of domestic universities to the dominant of online education. It analyses both the positive and possible negative aspects of this process, but emphasizes the steady increase in the scale of the changes taking place. The second section is devoted to the analysis of the phenomenon of Millennials as the main subjects and consumers of modern online education. In the final part, socio-cultural and technological recommendations are given, which, according to the author of the article, should mitigate the consequences of the transition to modern forms of University education for both the faculty and Russian students.
    Keywords:  Russia, universities, traditions and innovations, information age, online learning, Millennials
    13-16
    INFORMATION TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
    Author: Denisova A.B.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-17-23
    Description:  The increased importance of modern information and network technologies in all areas of our life involves the informatization of various processes in a university, including the new organization of the educational process. The interconnection of the processes of upbringing and the formation of an information culture often remains outside the scope of research, and computerization is considered only in the instrumental and technological aspect, not taking into account that through the educational space it is possible to carry out the necessary informational influence, forming motivation, a value-semantic cultural basis of youth, and a mechanism protection from information impacts on the human psyche – a property of “information stability”. Therefore, along with the traditional directions of upbringing, another direction of upbringing activity appears – the creation, maintenance and regulation of informational upbringing space. An important issue is the preservation of a harmonious combination of traditional means of education, direct forms of communication and new forms and methods associated with the use of information and telecommunication technologies.
    Keywords:  educational space, information technology, information culture, influence, student government, the property of “information sustainability”
    17-23

  •  
  • FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS CHILDREN AND YOUTH ON THE HISTORY OF GREAT PATRIOTIC WAR 1941–1945
    Author: Bykov A.K.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-24-28
    Description:  In the article, the patriotic consciousness of the individual is interpreted as a complex formation based on love for the Motherland, which includes a combination of deep knowledge about the history of his Fatherland, the traditions and customs of his people, his own genetic roots, the surrounding social and natural environment, as well as beliefs, values orientations and motivational attitudes towards personal activity in serving the motherland and readiness to protect it. The article highlights the main ways of developing patriotic consciousness in children and youth at the events of the Great Patriotic War of 1941–1945: deepening the knowledge of children and youth about the events of the Great Patriotic War, forming, on the basis of an objective assessment of the past, an emotionally empathic attitude to the fact of Victory in the war; a holistic and systematic approach to the work of forming a patriotic consciousness in its areas, forms and methods; scientifically substantiated identification and exposure of false allegations, falsifications of the history of the war and its outcome.
    Keywords:  the Great Patriotic War of 1941–1945, the Great Victory, patriotism, patriotic education, patriotic consciousness, historical consciousness, historical memory, youth
    24-28
    PHILOSOPHICAL MEMS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
    Author: Blinova O.A. / Gorbunova Yu.A.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-29-36
    Description:  From the point of view of most students, philosophy is a science “about everything and nothing”, the study of philosophy is a burdensome duty and pragmatically futile. The traditional way of teaching philosophy in the context of digitalization of education only strengthens this stereotype among young people. The article considers the modern educational trends in the teaching of the fundamental humanities, one of which is memoization as a digital educational practice. The realization of this practice is possible in the conditions of mixed and project training, gamification of education and edutainment. The application of memoization practice in the educational process is analyzed by the example of the Philosophy in Memes contest held at the Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg). As a result, the authors come to the conclusion about the actualization of philosophical knowledge, the motivation of students to study philosophy, their involvement in the process of philosophizing through the rethinking, criticism and deconstruction of classical philosophical ideas through the creation of memes.
    Keywords:  philosophical memes, digitalization of education, educational practices, project training, edutainment, gamification
    29-36
    POLYFUNCTIONAL MODEL OF TEACHING THE USE OF COLOR METAPHORS IN PROFESSIONALLY ORIENTED (ECONOMIC) ENGLISH
    Author: Vorontsova I.I.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-37-42
    Description:  The objective of the work is to track how conscious receptive and productive use of metaphor as a methodological method of language and culture knowledge contributes to the development of metaphorical competence of Russian-speaking students-economists of B2-C1 English language proficiency levels. The relevance of the study rests upon the fact that metaphorical competence is an essential component of professionally-communicative and sociolinguistic competencies, and the cognitive potential of metaphorical thinking visibly contributes to increasing effectiveness of teaching university students vocabulary of a professionally oriented foreign language. The author analyzes the model of teaching the use of metaphors to develop students’ metaphorical thinking and enhance their motivation to learn. A set of exercises to develop metaphorical thinking and effective when working with materials of a professional economic orientation is designed (texts of the Cambridge Corps and TED.com video conferences); examples of tasks of a multifunctional nature are given. The article concludes that students occasionally consider metaphorical expressions sheer manifestation of the author’s style, which deprives them of makes them of understanding the philosophical and artistic nature of metaphors.
    Keywords:  cognitive potential, receptive and productive use of metaphor, metaphorical model of professional communication, pragmatic characteristics of a metaphor
    37-42
    ON THE ISSUE OF INCREASING THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF DISTANCE LEARNING STUDENTS
    Author: Elkina I.Yu.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-43-48
    Description:  The article is devoted to the actual problem of improving the effectiveness of distance learning. The purpose of this work is to study the possibilities of increasing the educational motivation of distance learning students. The article considers the role of a teacher who accompanies the process of distance learning, describes the specifics of interaction between a teacher and students using computer technologies. The paper presents the difficulties encountered by students in the course of using distance educational technologies. The paper lists the features of the distance education system that reduce the educational motivation of students. The article presents pedagogical methods for increasing educational motivation, which are applicable in the conditions of virtual communication with students. The teacher’s stimulation of students ‘ educational motivation determines their cognitive activity, awakens educational activity. Regular contact of the teacher with students, as well as the organization of group work in the electronic system, strengthens interest in the learning process and maintains the necessary level of educational motivation throughout the training. In conclusion, the need for professional improvement of teachers in the development and use of all resources of the distance learning system is emphasized.
    Keywords:  distance learning, educational motivation, information technologies in the higher education system
    43-48

  •  
  • LEARNING SYSTEMS SOFTWARE LIFE CYCLE
    Author: Matchin V.T. / Rogov I.E.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-49-57
    Description:  The life cycle determines the period and quality of functioning of systems and products. Since the life cycle model is used in many directions, research on the conditions for its increase is relevant. The software lifecycle is an important characteristic, since it defines the lifecycle of the information system that the software is part of. In particular, the life cycle of training systems is related to the life cycle of software. The article examines the life cycle of training systems and the impact of software on it. The article introduces three concepts of objects according to the life cycle criterion: objects-carriers of the life cycle; objects with a managed life cycle; objects with a dependent life cycle. Depending on the type of object, life cycle models are considered for different situations. The difference between the dissipation and degradation of objects - carriers of the life cycle (as a process of attenuation of development and the process of deterioration of characteristics over time) is shown. It is shown that software redundancy and regeneration increase the life cycle of training systems. A life cycle resource model is proposed, based on the fact that the volume of resources and the speed of their expenditure determine the life cycle of the system. The main concept of the work is to increase the life cycle of training systems by using software regeneration.
    Keywords:  training system, life cycle, software, regeneration, resource approach
    49-57
    UPDATING GEODATABASES BASED ON SPACE INFORMATION
    Author: Buchkin V.A.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-58-68
    Description:  This article explores technologies and methods for updating GEODATA databases. The relationship of information in the GEODATA database with the worldview model is shown. The difference between updating a database and regenerating a GEODATA is shown. The rationale for creating and applying the new concept of “data upd ate buffer zone” is given. The content of remote space sensing methods is revealed. It is shown that the basis of space technologies is geoinformation modeling. The main requirements for information stored in a GEODATA database are summarized: informational and structural. The information requirement is formulated as the need to transform data into GEODATA and, accordingly, to allocate three components: spatial, temporal and thematic. A structural requirement has been formulated that consists in the structural consistency of GEODATA describing different objects. A formalized conceptual model of updating the GEODATA database in terms of se t theory and logical schemes is proposed. It represents a mechanism for building a new worldview based on an existing one.
    Keywords:  spatial information, database, GEODATA, database regeneration, remote sensing methods
    58-68

  •  
  • SIMULATION MODELING TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL COMPLEX
    Author: Kazeev I.M.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-69-74
    Description:  The article deals with the optimization of the transport logistics system, investigated by statistical modeling methods. The purpose of the research conducted on the proposed simulation model was to obtain “output” quantitative characteristics of the process when changing the “input” parameters. As a result of model experiments provided information on the behavior of the system, particularly important at the design stage: estimation of efficiency of algorithms of the control system and the nature of the impact of changes in different input parameters on the output parameters of the system. Algorithms and models are proposed that use estimates of the performance of the transport and technological complex to estimate the total losses from transport downtime in queues for service when changing the input parameters of the transport logistics system. The application of the dynamic programming method to develop a computational method for optimal distribution of vehicles by loading points is considered. Using a specific example, we consider the effectiveness of the proposed simulation approach for managing the transport logistics system.
    Keywords:  simulation modelling, logistics optimization, algorithms, operative management
    69-74

  •  
  • COMPLEMENTARY SITUATIONS
    Author: Dulin S.K. / Tsvetkov V.Ya./ Shchennikov A.N.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-75-82
    Description:  The article examines complementarity as an important property in the organization of information and educational resources is explored. Complementarity is considered from the position of a polysemic concept and is studied as a means of optimization. A mathematical model of a complementary system is presented in the form of equations and conditions that define the domain of existence of an optimal solution. The concept of “complementary set of indexes”, the essence of which consists in the task computationally tractable logic conditions that determine the solution path. The representation of an information situation in which complementary conditions are equifinal, that is, they allow us to get the correct solution in different ways is proposed. The situations of complementarity and information correspondence that can be used for constructing logical inference in artificial intelligence systems are considered. An example of linear complementarity equations that are used for optimization is presented. The given mathematical apparatus makes it possible to assess the degree of complementarity and information correspondence of the objects under consideration. Applying the complementarity and information correspondence approach in algorithmic models of an information system will increase the efficiency of information processes and object management.
    Keywords:  complementarity, complementary set of indexes, optimization, information situation, information correspondence
    75-82
    SPATIAL SURVEY AND MODELING USING UNMANNED AERIAL VEHICLES
    Author: Oznamets V.V.
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-83-91
    Description:  The article deals with the technology of using unmanned aerial vehicles (UAVs) for the implementation of spatial modeling. The problem of spatial modeling arises, in particular, in practical work on monitoring a critical situation and is associated with the need for systematic improvement of methods and technologies for solving it. The article describes the technical features of survey using UAVs. These features create new unique opportunities for obtaining spatial information, but, at the same time, they also have their own limitations. The principal difference between UAV and classical aerial photography is shown. It is noted that shooting using UAVs allows you to collect information to build qualitatively different models: areal models of territories, three-dimensional models of spatial objects and models of fragments of objects and territories. The article describes a complex technology of shooting and spatial modeling. The conclusion is formulated that an integrated approach to the collection, processing and presentation of information obtained using UAVs requires changes in educational programs and the use of new approaches in the educational practice of students of geodesic specialties.
    Keywords:  spatial modeling, education, aerial survey, spatial information, unmanned aerial vehicles (UAVs)
    83-91

RU/ENG




предыдущий номер 2019'4(29)

Номер 2020'1(30)

2020'1(30)





    СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

  •  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ВИДЕО В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    АвторЛяшенко Мария Сергеевна / Минеева Ольга Александровна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-7-12
    Ключевые слова:  обучающее видео, иностранный язык, профессионально ориентированное обучение, смешанное обучение, английский для специальных целей, дизайн, ИКТ
    Описание:  Целью данной статьи является анализ возможностей использования обучающих видеороликов в рамках обучения профессионально ориентированной лексике по дисциплине «Иностранный язык» в вузе. Для достижения данной цели авторами рассматриваются общие вопросы смешанного обучения и применения информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональной иноязычной компетенции, приводятся результаты исследования, основанные на анализе мнения обучающихся об эффективности использования видеороликов в рамках курса перевода иностранных источников. Авторами предлагается один из вариантов такого задания с методическими рекомендациями и последующим анализом студенческого мнения об эффективности и сложностях, которые они испытывают в работе с данным видом упражнений. Особое внимание авторами уделяется тем аспектам, которые с точки зрения обучающихся являются наиболее привлекательными и, соответственно, апеллирующими к мотивационной составляющей процесса обучения иностранному языку в профессиональных целях.
    7-12
    КОНТУРЫ ТРАДИЦИОННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ
    АвторВодопьянова Елена Викторовна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-13-16
    Ключевые слова:  Россия, университеты, традиции и инновации, информационная эпоха, онлайн-обучение, миллениалы
    Описание:  Cтатья посвящена перспективам доминирования онлайн-образования применительно к традиционной системе преподавания в российских университетах. Выявлены предпосылки таких перемен, коренящиеся, во-первых, в становлении глобального информационного социума, а, во-вторых, в диктуемых последним потребностях в новом типе работника с принципиально отличным от устоявшегося классического образовательным профилем. Статья разделена на два взаимосвязанных блока: в первом анализируется вектор движения отечественных университетов к доминанте онлайн-образования. Здесь рассматриваются как позитивные, так и возможные негативные моменты этого процесса, однако подчеркивается неуклонное нарастание масштабов происходящих перемен. Второй раздел полностью посвящен анализу феномена миллениалов как главных субъектов и потребителей современного электронного образования. В заключительной части даны социокультурные и технологические рекомендации, которые, по мнению автора статьи, должны смягчить последствия перехода к современным формам университетского обучения как для профессорско-преподавательского корпуса, так и для российского студенчества.
    13-16
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    АвторДенисова Алла Борисовна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-17-23
    Ключевые слова:  воспитательное пространство, информационные технологии, информационная культура, влияние, студенческое самоуправление, свойство «информационной устойчивости»
    Описание:  Повышенное значение современных информационных и сетевых технологий во всех областях нашей жизни предполагает информатизацию разнообразных процессов, происходящих в вузе, в том числе и новую организацию воспитательного процесса. Взаимосвязь процессов воспитания и формирования информационной культуры часто остается за пределами исследований, и информатизацию рассматривают только в инструментально-технологическом аспекте, не принимая во внимание, что посредством воспитательного пространства можно осуществлять необходимое информационное влияние, формируя мотивацию, ценностно-смысловой культурный базис молодежи и механизм защиты от информационных воздействий на психику человека – свойство «информационной устойчивости». Поэтому наряду с традиционными направлениями воспитания появляется еще одно направление воспитательной деятельности – создание, поддержание и регуляция информационного воспитательного пространства. При этом важным вопросом является сохранение гармоничного сочетания традиционных средств воспитания, непосредственных форм общения и новых форм и методов, связанных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
    17-23

  •  МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГОДОВ
    АвторБыков Анатолий Карпович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-24-28
    Ключевые слова:  Великая Отечественная война 1941–1945 годов, Великая Победа, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, историческое сознание, историческая память, молодежь
    Описание:  В статье патриотическое сознание личности интерпретируется как сложное образование, базирующееся на любви к Родине и включающее в себя совокупность глубоких знаний об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите. В статье выделяются основные пути развития патриотического сознания у молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: углубление знаний молодежи о событиях Великой Отечественной войны, формирование на основе объективной оценки прошлого эмоционально-сопереживающего отношения к факту Победы в войне; целостный и системный подход к работе по формированию патриотического сознания по ее направлениям, формам и методам; научное обоснованное выявление и разоблачение ложных утверждений, фальсификаций истории войны и ее итогов.
    24-28
    ФИЛОСОФСКИЕ МЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    АвторБлинова Олеся Александровна / Горбунова Юлия Александровна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-29-36
    Ключевые слова:  философские мемы, цифровизация образования, образовательные практики, проектное обучение, эдьютейнмент, геймификация
    Описание:  Философия, с точки зрения большинства студентов, – это наука «обо всем и ни о чем», изучение которой является обременительной обязанностью и не несет никакой прагматической пользы. Традиционный способ преподавания философии в условиях цифровизации образования лишь закрепляет данный стереотип в молодежной среде. В статье рассматриваются современные образовательные тренды преподавания гуманитарных фундаментальных дисциплин, одним из которых является мемоизация как цифровая образовательная практика. Реализация данной практики возможна в условиях смешанного и проектного обучения, геймификации образования и обучения через развлечение. Применение практики мемоизации в образовательном процессе анализируется на примере проводимого в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург) конкурса «Философия в мемах». В результате авторы приходят к выводу об актуализации философского знания, мотивации студентов к изучению философии, их вовлечении в процесс философствования за счет переосмысления, критики и деконструкции классических философских идей посредством создания мемов.
    29-36
    ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОЛОРАТИВНЫХ МЕТАФОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО (ЭКОНОМИЧЕСКОГО) АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    АвторВоронцова Ирина Игоревна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-37-42
    Ключевые слова:  когнитивный потенциал, рецептивное и продуктивное использование метафоры, метафорическая модель профессиональной коммуникации, прагматические характеристики метафоры
    Описание:  Цель работы – проследить, как осознанное рецептивное и продуктивное использование метафоры в качестве методического приема познания языка и культуры способствует развитию метафорической компетенции русскоязычных студентов-экономистов уровней владения английским языком B2-С1. Актуальность исследования обусловлена тем, что метафорическая компетенция представляет собой важнейший компонент профессионально-коммуникативной и социолингвистической компетенций, а когнитивный потенциал метафорического мышления зримо способствует возрастанию эффективности обучения студентов университета лексике профессионально ориентированного иностранного языка. Автор анализирует модель обучения использованию метафор для развития у студентов метафорического мышления и повышению их мотивации к обучению. Конструируется комплекс упражнений, направленных на развитие метафорического мышления и эффективных при работе с материалами профессиональной экономической направленности (текстами Кембриджского корпуса и видеоконференций хостинга TED.com); приводятся примеры заданий полифункционального характера. Делается вывод, что студенты порою рассматривают метафорические выражения лишь как проявление авторского стиля, что лишает их возможности уяснить философскую и художественную природу метафор.
    37-42
    К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
    АвторЕлькина Ирина Юрьевна
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-43-48
    Ключевые слова:  дистанционное обучение, учебная мотивация, прямая и обратная связь взаимодействия, психолого-педагогические приемы
    Описание:  Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности дистанционного обучения. Целью работы является исследование психолого-педагогических приемов повышения учебной мотивации студентов дистанционного обучения. В статье рассматривается роль педагога, сопровождающего процесс дистанционного обучения, и специфика взаимодействия педагога с обучающимися посредством компьютерных технологий. Систематизированы основные деструктивные факторы, снижающие уровень учебной мотивации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Отмечается, что стимулирование педагогом учебной мотивации обучающихся детерминирует их познавательную деятельность, пробуждает учебную активность. Показывается роль прямой и обратной связи во взаимодействии педагога и обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий. Приводятся психолого-педагогические приемы повышения учебной мотивации, применимые в условиях виртуального общения со студентами. В заключении подчеркнута важность и необходимость профессионального совершенствования педагогов в области освоения и применения всех ресурсов системы дистанционного обучения.
    43-48

  •  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
    АвторМатчин Василий Тимофеевич / Рогов Игорь Евгеньевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-49-57
    Ключевые слова:  обучающая система, жизненный цикл, программное обеспечение, регенерация, ресурсный подход
    Описание:  Жизненный цикл определяет период и качество функционирования систем и продуктов. Поскольку модель жизненного цикла применяют во многих направлениях, исследования по условиям его увеличения являются актуальными. Жизненный цикл программного обеспечения является важной характеристикой, поскольку определяет жизненный цикл информационной системы, в состав которой это программное обеспечение входит. В частности, жизненный цикл обучающих систем связан с жизненным циклом программного обеспечения. В статье исследуется жизненный цикл обучающих систем и влияние на него программного обеспечения. В статье вводятся три понятия объектов по критерию жизненного цикла: объекты – носители жизненного цикла; объекты с управляемым жизненным циклом; объекты с зависимым жизненным циклом. В зависимости от типа объекта рассматриваются модели жизненного цикла для разных ситуаций. Показано различие между диссипацией и деградацией объектов – носителей жизненного цикла (как процесса затухания развития и процесса ухудшения характеристик с течением времени). Показано, что резервирование и регенерация программного обеспечения увеличивают жизненный цикл обучающих систем. Предлагается ресурсная модель жизненного цикла, основанная на том, что объем ресурсов и скорость их расходования определяют жизненный цикл системы. Основная концепция работы заключается в увеличении жизненного цикла обучающих систем за счет использования регенерации программного обеспечения.
    49-57
    ОБНОВЛЕНИЕ БАЗ ГЕОДАННЫХ НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
    АвторБучкин Виталий Алексеевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-58-68
    Ключевые слова:  пространственная информация, база данных, базы геоданных, регенерация базы данных, дистанционные методы зондирования
    Описание:  В статье исследуются технологии и методы обновления баз геоданных. Показаны связь информации в базе геоданных с моделью картины мира, различие между обновлением базы данных и регенерацией базы геоданных. Приводится обоснование создания и применения нового понятия «буферная зона обновления данных». Раскрывается содержание дистанционных методов космического зондирования. Показано, что основой космических технологий является геоинформационное моделирование. Обобщены основные требования к хранимой в базе геоданных информации: информационное и структурное. Сформулировано информационное требование как необходимость преобразования данных в геоданные и, соответственно, выделения трех компонент: пространственного, временного и тематического. Сформулировано структурное требование, которое состоит в структурной согласованности геоданных, описывающих разные объекты. Предложена формализованная концептуальная модель обновления базы геоданных в терминах теории множеств и логических схем, представляющая механизм построения новой картины мира на основе уже существующей.
    58-68

  •  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
  • ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
    АвторКазеев Игорь Михайлович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-69-74
    Ключевые слова:  имитационное моделирование, оптимизация логистики, алгоритм, оперативное управление
    Описание:  В статье рассмотрены вопросы оптимизации системы транспортной логистики, исследуемые методами статистического моделирования. Цель проводимых на предложенной имитационной модели исследований состояла в получении «выходных» количественных характеристик процесса при изменении «входных» параметров. В результате проведенных на модели экспериментов получена информация о поведении системы, особенно важная на этапе ее проектирования: даны оценки эффективности алгоритмов управления системой и характера влияния изменения различных входных параметров на выходные параметры системы. Предложены алгоритмы и модели, использующие оценки производительности транспортно-технологического комплекса для оценки суммарных потерь от простоев транспорта в очередях на обслуживание при изменении входных параметров системы транспортной логистики. Рассмотрено применение метода динамического программирования для разработки вычислительного способа оптимального распределения транспортных средств по пунктам погрузки. На конкретном примере рассмотрена эффективность применения предлагаемого подхода имитационного моделирования для управления системой транспортной логистики.
    69-74

  •  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ СИТУАЦИИ
    АвторДулин Сергей Константинович / Цветков Виктор Яковлевич  / Щенников Алексей Николаевич
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-75-82
    Ключевые слова:  комплементарность, комплементарный набор индексов, оптимизация, информационная ситуация, информационное соответствие
    Описание:  В статье исследуется комплементарность как важное свойство при организации информационных и образовательных ресурсов. Комплементарность рассматривается с позиции полисемического понятия и исследуется как средство оптимизации. Приводится математическая модель комплементарной системы в виде уравнений и условий, задающих область существования оптимального решения. Вводится понятие «комплементарный набор индексов», сущность которого состоит в задании алгоритмизируемых логических условий, определяющих траекторию решения. Предложено представление информационной ситуации, в которой комплементарные условия являются эквифинальными, то есть позволяют разными путями получать правильное решение. Рассмотрены ситуации комплементарности и информационного соответствия, которые могут применяться для построения логического вывода в системах искусственного интеллекта. Представлен пример уравнений линейной комплементарности, которые используются для оптимизации. Приведенный математический аппарат дает возможность оценивать степень комплементарности и информационного соответствия рассматриваемых объектов. Применение подхода комплементарности и информационного соответствия в алгоритмических моделях информационной системы позволит повысить эффективность информационных процессов и управления объектами.
    75-82
    ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СЪЕМКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
    АвторОзнамец Владимир Владимирович
    DOI:  10.21777/2500-2112-2020-1-83-91
    Ключевые слова:  пространственное моделирование, образование, воздушная съемка, пространственная информация, беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
    Описание:  В статье рассматривается технология применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для реализации пространственного моделирования. Задача пространственного моделирования возникает, в частности, при практических работах по мониторингу критической ситуации и связана с необходимостью систематического совершенствования методов и технологий ее решения. В статье раскрываются технические особенности съемки с использованием БПЛА. Указанные особенности создают новые уникальные возможности получения пространственной информации, но, вместе с тем, имеют и свои ограничения. Показано принципиальное отличие съемки с применением БПЛА и классической аэрофотосъемки. Отмечается, что съемка с применением БПЛА позволяет собирать информацию для построения качественно разных моделей: ареальных моделей территорий, объемных моделей пространственных объектов и моделей фрагментов объектов и территорий. В статье изложена комплексная технология съемки и пространственного моделирования. Формулируется вывод, что комплексный подход к сбору, обработке и представлению информации, полученной с применением БПЛА, требует изменения учебных программ и использования новых подходов в процессе учебной практики студентов геодезических специальностей.
    83-91