Научный потенциал университета представлен научно-педагогическими работниками головного вуза и кафедр, среди них 31 доктор наук и 157 кандидатов наук, количество преподавателей со степенью составляет 68% от численного состава.
Основными задачами научно-исследовательской деятельности Университета являются:
- проведение фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, становления деятельности научных школ и научных коллективов на профильных для Университета направлениях развития науки и образования;
- обеспечение подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений науки, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения;
- исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего и среднего профессионального образования по профилю подготовки обучающихся в Университете;
- развитие инновационной деятельности Университета;
- создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков научных проектов Университета;
- усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, укрепление научных основ учебного процесса;
- повышение качества подготовки обучающихся путем привлечения студентов к совместным с преподавателями и научными сотрудниками научным исследованиям;
- разработка и реализация программ научного сотрудничества Университета с учебными и научными учреждениями;
- расширение международного научного сотрудничества с учебными заведениями, учреждениями и другими организациями зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции;
- развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности, выполнение заказных (хоздоговорных) научно-исследовательских работ, в т.ч. по грантам из внешних организаций;
- создание материально-технической базы, отвечающей современным требованиям к научно-исследовательской деятельности.
В Университете в соответствии с профилем подготовки обучающихся студентов, научными специальностями в аспирантуре определены основные направления научных исследований:
- система управления знаниями в распределенном вузе на основе современной информационно-образовательной среды;
- правовое обеспечение интеграционных процессов в современной России: тенденции и перспективы развития;
- экономика России: перспективы в условиях глобализации;
- психолого-педагогические условия эффективного развития современных образовательных технологий.
В систему научно-исследовательской деятельности входят:
· регулярное издание на редакционно-издательской базе Университета авторских и коллективных монографий, не менее 15 в год;
· функционирование электронных научных журналов «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте» (серии – 1. Экономика и управление; 2. Юридические науки; 3. Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии), являющихся рецензируемыми и зарегистрированными в Научной электронной библиотеке России;
· сосредоточение внимания в научных исследованиях на прорывной проблематике с ориентиром на статус крупного научно-исследовательского и образовательного центра на региональном уровне. Такой проблематикой служит комплексная экономико-финансовая, правовая, гуманитарная разработка развития экономики городского хозяйства, сферы обслуживания, социально-педагогической инфраструктуры мегаполиса, региона;
· ежегодное планирование и проведение комплексной научно-исследовательской работы Университета, с привлечением ученых из разных научных школ;
· систематическое участие вуза в конкурсах на получение научных грантов федеральных целевых программ, государственных фондов (РГНФ, РФФИ и др.);
· укрепление кадровой базы научной работы за счет создания научно-исследовательского центра, его структурных подразделений (научно-исследовательская лаборатория проектирования и организации конкурсных научных исследований и др.);
· повышение качества работы аспирантуры, осуществляющей подготовку по 11 научным специальностям. В Университете ежегодно проходит аттестация аспирантов, выходит в свет сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов. В план подготовки аспирантов, помимо обязательных специальных дисциплин, входит чтение таких дисциплин, как «Методология и методика научных исследований», «Организация образовательного процесса в вузе» и др.;
· регулярное проведение на базе Университета и структурных подразделений международных и всероссийских научных и научно-практических конференций с изданием сборников материалов. Ежегодно в конце марта проходит Международная научная конференция научно-педагогического состава, во второй половине апреля – Неделя студенческой науки, Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов. Университет – постоянный участник Московской научно-практической конференции «Московская наука», Всероссийского конкурса студенческих научных работ Союза негосударственных вузов и др. научных мероприятий;
· моральное и материальное стимулирование научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. В Университете ежегодно проводятся Конкурсы на лучшую научную работу среди научно-педагогических работников, среди студентов, конкурс на лучший студенческий кружок. Научно-педагогический состав, добившийся высоких результатов в научной работе по итогам ежегодной аттестации, получат грамоты и ценные подарки. Существует практика выплаты должностных надбавок внештатным заместителям заведующих кафедрами по научной работе, реализуются меры стимулирования организаторов научной работы в филиалах;
· повышение роли общественных организаций в сфере научной работы (Студенческого научного общества и др.), предоставление им больше самостоятельности в реализации научно-исследовательских инициатив;
· обеспечение единства учебного процесса и научной деятельности, включение студентов с первого курса в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя. В Университете налажена работа научно-исследовательских семинаров в системе магистерской и аспирантской подготовки. Научно-исследовательские семинары содержательно представлены следующей тематикой: специфика развития экономики России на современном этапе; актуальные проблемы финансово-экономического развития Российской Федерации в современных условиях; актуальные проблемы развития и прогнозирования экономических систем в современных условиях; актуальные проблемы развития государства и права в условиях реформирования системы публичной власти и модернизации общества; актуальные проблемы взаимодействия государства, права и местного самоуправления в условиях реформирования публичной власти и модернизации общества; актуальные проблемы становления и развития гражданско-правовых институтов в современном праве; уголовная политика в современной России; гуманитарные аспекты современного высшего профессионального образования; современные проблемы педагогической психологии; проблемы управления и информационное общество
Эффективное развитие университетской науки предполагает решение следующих задач: проведение научных исследований по приоритетным направлениям науки по профилям подготовки в вузе; создание инфраструктуры инновационной деятельности, научно-исследовательской базы; обеспечение интеграции науки и образования.